Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников
консультация на тему
Консультация для родителей на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_kgn.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Родителям необходимо помнить, что существует определенная последовательность обучения детей культурно-гигиеническим навыкам.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умения:
- мыть лицо, уши, руки;
- закатывать рукава;
- смачивать руки водой;
- брать мыло из мыльницы, намыливать руки до появления пены;
- смывать мыло;
- насухо вытирать руки, аккуратно складывать полотенце и вешать в свою ячейку;
- пользоваться расческой;
- чистить зубы (необходимо помнить, что самый простой способ приучить ребенка чистить зубы – сделать этот процесс увлекательным; ребенок не должен воспринимать чистку зубов как тяжелую и неприятную обязанность).
Навыки опрятной еды включают умения:
- правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- не крошить хлеб;
- пережевывать пищу с закрытым ртом;
- не разговаривать с полным ртом;
- тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- благодарить;
- пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включает умения:
- расстегивать пуговицы;
- снимать платье (брюки);
- аккуратно вешать платье (брюки) на спинку стульчика;
- снимать рубашку и аккуратно вешать ее на брюки;
- снимать обувь;
- снимать колготки, вешать их на рубашку (платье);
- надевать одежду в последовательности, обратной представленной.
Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2 -3 года жизни.
Дети того возраста стремятся и могут быть самостоятельными, только если для этого созданы следующие условия:
- для умывания дома поставьте скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран;
- полотенце должно быть небольшим, чтобы ребенок легко мог им вытереться;
- повесьте полотенце на высоте, доступной для ребенка, чтобы он смог снять его и повесить сам;
- умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции (вода не очень холодная и не затекает в рукава);
- для кормления лучше иметь подходящие для роста ребенка стол и стулья;
- найти доступное место для хранения предметов сервировки стола (салфеток, посуды и др.);
- ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе;
- покажите ребенку пример культуры поведения за столом, не делайте замечаний при какой-либо неудаче, неловком действии;
- незаметно помогите малышу, похвалите его за самостоятельность и аккуратность;
- привлекайте ребенка к участию в приготовлении еды;
- предложите ребенку поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т.д.
Выполнение этих действий создает у ребенка установку на прием пищи, положительно влияет на его аппетит. Кроме того, это приучит малыша к труду и самостоятельности. Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок все хочет делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно. Задача взрослых – помогать малышу!
В раннем возрасте ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами – одеждой и обувью.
Если вы хотите, чтобы ребенок действовал сам и получал удовольствие, надо придерживаться следующих правил:
- раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и разложены таким образом, чтобы облегчить ребенку одевание;
- у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста;
- хвалите ребенка за те действия, которые он делает правильно, прилагает усилия;
- в том случае если ребенку действие дается легко, хвалить не надо – в похвале должна быть мера;
- сначала ребенку нужна будет помощь, которая не подавляет в нем стремление к самостоятельности;
- совместным действием только чуть-чуть поправляйте движение ребенка, он должен почувствовать, что действие приводит к желаемому результату;
- обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки Вы приходите ему на помощь, причем не делая за него, а способствуя самостоятельной деятельности.
Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков.
1.К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
2.Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
3.Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию культуры поведения, происходящему в процессе игры, труда, занятий, в быту.
4.Ежедневное повторение режима дня приучает организм детей к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя их нервную систему от переутомления.
5.В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
6.Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков; им нужно сообщать элементарные сведения о рациональных правилах личной гигиены, ее значения для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.
7.Можно также использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т.д.
8.Следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
9.Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно: например, не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать и т.д.
10.Важно вовремя похвалить ребенка, но не злоупотреблять этим, чтобы он не ждал похвалы постоянно.
11.Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам.
12.Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
13.Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем наблюдаются и случаи самоограничения собственных побуждений, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт н...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Картотека игр, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Собраны игры по культурно-гигиеническим навыкам....
"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"
Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...
Конспект занятия, направленный на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников.
Конспект занятия...
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...