"Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность дошкольников"
консультация по теме

Иванова Елена Николаевна

Консультация для родителей в рамках дня открытых дверей, состоявшегося 25.03.2017г. в ГБОУ Школа №809 дошкольное отделение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры дошкольника через экспериментальную деятельность.

                           (консультация для родителей)

       Научить любви к живому - значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, черствости, безразличия к чужой судьбе. И чем раньше начинается формирование основ экологической культуры- тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, одна из главных и приоритетных задач экологической работы нашего дошкольного отделения. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к живой и не живой природе: доброжелательность, отзывчивость, интерес, стремление к позитивному взаимодействию с природными объектами. Знакомство с миром природы позволяет развивать у ребенка такие важнейшие опции мышления, как анализ, сравнение, установление взаимосвязей, обобщение.

      Методы экологического образования просты и давно проверены временем.

 Наглядные:  (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций)

 Словесные: (беседы, чтение художественной литературы )

 Практические: (экологические игры, труд в природе, опыты , экспериментирование)

Экспериментируя, ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, получает представления о различных его свойствах, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности - является ОПЫТ. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, выясняются свойства объектов, дети подводятся к суждениям и умозаключениям. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество, речь, стимулируется познавательная активность, любознательность, восприятие ребенка. На первом этапе экспериментальной деятельности необходимо заинтересовать ребенка несложными занимательными экспериментами (опытами). А так как дети по сути своей являются исследователями, то дальнейшая самостоятельная исследовательская деятельность, вызывает полный восторг и огромный интерес. А чем разнообразнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее ребенок развивается. Особенно интересно детям экспериментировать с объектами живой и не живой природы: Растениями, воздухом, водой, бумагой, магнитами, вторсырьем. На основе анализа дети устанавливают закономерности и связи между ростом и развитием растений и уходом за ними, погодными условиями, сезонными изменениями и экологическим состоянием природы. Выявляются свойства воды, воздуха, снега, почвы, песка, магнита.  Дети размышляют и делают выводы о влиянии человека и отходов его жизнедеятельности на экологическое состояние планеты (Загрязнение газами, бытовыми отходами и т.д.) Детей необходимо побуждать к самостоятельному формулированию выводов. Случается, что выводы не правильные. В этом случае нужно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

 Содержательная предметная среда дает ребенку возможность практически действовать самостоятельно.

 С целью формирования и развития навыков экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности  и индивидуальных занятий, оснащенный разнообразными  материалами: природным материалом (камешки ,песок, почва,  ракушки, перья, каштаны,)  Пластиковым материалом (стаканчики, кактейльные трубочки, ложечки, бутылочки, киндер –капсулы, увеличительные стекла, магниты, весы, колбочки, воздушные шарики.) Разные виды бумаги. Схемы – модели проведения опытов. Прочий материал: крупы, мука, сахар, соль. Достаточное количество доступной для детей справочной литературы, литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, географические карты, глобус.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями

В  проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектн...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность.  В своей работе ...