Принципы заботы с уважением Э. Пиклер
материал на тему
На чувство безопасности у ребенка влияет то, как взрослый относится к его телу. Основы формирования базового доверия к миру приведены в концепции венгерского врача -педиатра, педагога Эмми Пиклер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_zaboty_s_uvazheniem_e._pikler.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы заботы с уважением.
Основы формирования базового доверия к миру в концепции Эмми Пиклер*
- Принцип постоянности
Количество ухаживающих взрослых постоянно и ограниченно. - Принцип чувствительности
Взрослые чувствительны к сигналам ребенка и способны менять свое поведение в зависимости от этих сигналов. Взрослый уделяет ребенку все свое внимание, не отвлекается на посторонние дела. - Принцип предсказуемости **
Взрослые создают для ребенка условия предсказуемости текущих и предстоящих событий. - Принцип времени
Взрослый дает ребенку время, ждет его ответа. Время на понимание ситуации и анализ слов взрослого. - Принцип доверия ребенку
Ребенок – компетентный (осведомленный, способный, знающий) и активный партнер при взаимодействии. Он не является объектом для контроля или ухода, воздействий и манипуляций, а воспринимается как активный партнер и участник всех событий. Каждодневные процедуры должны приносить радость и удовольствие. - Принцип совместности
Вместе с ребенком, а не вместо него. Важно не действовать руками ребенка во время каждодневных действий (одевания, купания и др.). - Принцип безопасности
Физическое окружение ребенка безопасно и отвечает его возрастным потребностям. Предоставляйте ребенку возможность двигаться свободно в безопасном пространстве. - Принцип невмешательства
Наблюдайте игру ребенка, не вмешиваясь в процесс пока он к вам не обратится. - Принцип честной коммуникации
Взрослые говорят правду относительно неприятных событий, учитывая особенности тревожности ребенка. Правда - основа доверия.
____________________________
*Эмми Пиклер — венгерский врач - педиатр, педагог
**Принцип предсказуемости (формируем ощущение безопасности)
На чувство безопасности влияет то, как взрослый относится к телу ребёнка. Например, делает действия быстрые и стремительные или неспешные. В жизни много перемен. Важно с первых дней сообщать ребёнку о переменах: я включу свет, я пойду на кухню, я хочу взять тебя на руки. Со временем ребёнок начнёт осознавать предстоящие перемены и готовиться в ним. Очень важно так же не прерывать самостоятельную активность ребёнка, его игру, уметь ждать. Например, мы хотим взять ребёнка, чтобы проверить памперс, а в этот момент ребёнок может делать открытие.
Любые действия с ребёнком лучше начинать так:
1. Обратитесь к ребёнку по имени.
2. Обратитесь к тому, что ребёнок делает (делал) до вашего прихода, назовите это самыми простыми словами. Например: ты уже на спал, но просто лежал с открытыми глазами, ты катал машину, ты играл с водой.
3. Скажите ребёнку, что вы собираетесь ему предложить сделать. Например: у тебя мокрые ручки, я хочу их вытереть; я достану тебя из кроватки и мы пойдём одеваться; у тебя мокрые штанишки, я хочу их переодеть и т.п.
4. Ничего не делайте сразу после своих слов. Ребёнку нужно время, чтобы понять вас и начать переключаться на новое событие. Некоторые дети «включаются» быстро, другим нужно несколько раз повторить одно и то же или дать чуть больше времени.
Ожидание, предоставление ребёнку времени даёт ему возможность самому участвовать в том, что вы ему предлагаете. Например, протянуть вам руки для вытирания, приподняться в кроватке вам навстречу, завершить игру с машинкой и начать процесс переодевания.
5. Если ребёнок не воспользовался предоставленным ему временем и не начал сотрудничать, действуйте спокойно, доброжелательно и уверенно: протяните ребёнку руки и скажите то, что вам нужно сказать, например: дай, пожалуйста мне свои ручки, я их вытру; или иди ко мне на ручки, пора подниматься из кровати, мы пойдём одеваться; пожалуйста, оставь ненадолго свою машинку, иди ко мне, я тебя переодену и т. п.
6. Если ребёнок в ответ на вашу просьбу даёт ручки для вытирания, идёт к вам на руки, оставляет машинку и поворачивается к вам, скажите ему «спасибо!»
Важно:
- не брать со спины;
- ничего не делать с ребёнком без предупреждения;
- всегда предупреждать ребёнка о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры и т.п.);
- давать ребёнку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ ваших слов и переход к действию и т.д. – ребёнку всегда нужно больше времени, чем взрослому;
- говорить правду о предстоящих неприятных событиях – приём лекарства, болезненная процедура, расставание и т.д. Правда – основа доверия;
- при уходе за ребенком, в режимных мероприятиях, развивающих занятиях и др. не действовать руками ребёнка. Если всё же необходимо поддерживать руку ребёнка, например, при кормлении, скажите ему: «Я сейчас возьму твою руку и буду немного придерживать её, чтобы ты смог съесть суп».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИНЦИПЫ ЗАБОТЫ С УВАЖЕНИЕМ
Многие взрослые под заботой о ребёнке понимают лишь только то, что бы была чистая одежда, и чтобы он был сыт. В связи с этим упускаются важные моменты для полноценного развития ребёнка. Так всё-...
Реализация принципов «Заботы с уважением» на основе стандартизации проведения режимных процессов
На трудности в процессах межличностного общения воспитанников дома ребёнка оказывает влияние обедненная социальная среда, характеризующаяся примитивизмом и однообразием социальных контакт...
Консультация для родителей "Дети и природа – прививаем любовь, заботу, уважение".
Консультация для родителей: "Дети и природа"...
Консультация для родителей "Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг друга"
Что значит, относиться с уважением к ребенку, взрослым и друг другу. Почему нужно уважать друг друга. И как это объяснить детям....
Консультация для родителей ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКАХ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ
Консультация для родителейПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКАХ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ...
Принципы заботы с уважением
Перевод материалов Эми Пиклер, принциы разработаны в известном венгерском доме ребенка на улице Лоци. Очень полезный матерал....
Конспект занятия "Забота и уважение"
Цель:- Формировать у детей старшего дошкольного возраста нравственно – этические нормы.- Знакомить детей с пословицами русского народа.- Систематизировать знания детей и развивать познавательные...