Практикум для родителей. Тема: "Игры с водой, песком и сыпучими материалами и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды, песка, а также нетрадиционные виды игр - экспериментирований с сыпучими материалами. И это не случайно, ведь игра с водой, песком и сыпучими материалами - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум для родителей. | 792.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| |
| |
| |
| |
| |
|
Практикум для родителей
Ранний возраст
Тема: "Игры с водой, песком и сыпучими материалами
и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №16 Махинина И.А.
|
Участники:
Педагог – психолог, воспитатели, родители.
Материал для выставки:
Пособия: Центр воды и песка; сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики, шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки, небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).
Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.
Природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, крупа манная, фасоль, горох, рис, греча, макароны, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.
Цель:
- повысить знания родителей о значении игр с водой, песком и сыпучими материалами в психоэмоциональном развитии детей раннего возраста;
- вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
- обучить способам, приемам игр с водой, песком и сыпучими материалами.
I часть
Выставка игровых пособий
Воспитатель демонстрирует пособия и дает им характеристику:
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды, песка, а также нетрадиционные способы игр - экспериментирований с сыпучими материалами. И это не случайно, ведь игра с водой, песком и сыпучими материалами - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.
Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок, вода и различные материалы (крупы, макароны и т.д.) действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.
Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой, песком, а так же с сыпучими материалами, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.
В нашей группе игры с водой, песком и сыпучими материалами проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и самостоятельно.
II часть
Теоретическая
Психолог:
Игры с водой
Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните свой отдых на море…
Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.
Центр «Вода и песок» - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные отношения между воспитателем.
Игры с песком
Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.
Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются средством коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.
Игры с сыпучими материалами
В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, рисовую, фасоль, горох.
Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:
- показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
- мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
- познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
- получить практический опыт применения игр и упражнений.
А еще это - просто, естественно, доступно и приятно!
Воспитатель:
Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.
Пособия необходимые для игр с водой:
Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными по ширине отверстиями, ведерки.
Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики, воронки и т.д.
Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное - проявлять творчество!
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:
- играть дружно, не мешая другим;
- не отбирать игрушки;
- аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
- учить детей бережно относиться к воде;
- не выливать воду на детей и пол.
Игры с водой можно разделить на две группы:
- на контактные;
- на игры с предметами – орудиями.
1 группа:
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Например, игры: « Здравствуй, водичка!»; «Теплая - холодная»; « Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря» и т.д.
2 группа:
Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.
Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.
Например, игры: «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» и т.д.
Для игр с песком также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.
Пособия необходимые для игр с песком:
Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.
Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.
Перечень пособий комплектуется по усмотрению воспитателя.
Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с песком:
- нельзя выбрасывать песок из песочницы;
- нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
- надо бережно обращаться с песком;
- после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
Игры с песком можно разделить на две группы:
- на игры с сухим песком;
- на игры с мокрым песком.
1 группа:
Игры, разогревающие упражнения с сухим песком:
Это игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его эмоциональное благополучие.
Например, игры: « Найди игрушку»; « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.
Упражнения «Здравствуй, песочек!»; «Сделаем себе массаж»; « Погладим песочек» и т.д.
2 группа:
Игры с мокрым песком:
Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.
Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.
Например, игры: «Забьем колышек»; «Украсим горку»; «Испечем кулич»;
«Норка для мышки» и т. д.
Для игр с сыпучими материалами в детском саду нужны так же фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.
Пособия необходимые для игр с водой:
Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными по ширине отверстиями, ведерки.
Ситечки, стаканчики, шарики, рыбки, камешки, ложки, ковшики, воронки, совочки, формочки, природный материал: ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки и т.д.
Игры, разогревающие упражнения с сыпучими материалами:
Это игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его эмоциональное благополучие.
Например, игры: « Найди фигурку», « Украсим полянку», «Пересыпание манки», « Ищем клад» и т.д.
Упражнения «Здравствуй, горошек!», «Сделаем себе массаж»,
«Рисуем на манке», «Дорога из макарон», «Кормим Мишку», «Зайка хочет кушать» и т.д.
III часть Практическая
Психолог:
Мы Вам предлагаем побыть в роли детей.
Предлагаем поиграть с водой в контактные игры:
Родители подходят к Центру воды, трогают воду, ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.
Воспитатель:
А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком.
Родители подходят к Центру песка, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.
После игр родители делятся впечатления.
IV часть Заключительная
Воспитатель:
- Итак, с помощью психолога, нас и нашей выставки, Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны игры с песком, водой, а также игр с сыпучими материалами. Каким образом проводятся эти игры в детском саду. Игры с водой, песком и сыпучими материалами Вы можете применять дома. Кому нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....
Практикум для родителей "Игры с песком и водой и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Конспект проведения практикума (родительского собрания)...
Практикум для родителей "Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так как мно...
Методическая разработка: "Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Способствовать оптимизации детско - родительских отношений, развитию психологической культуры родителей....
"Влияние музыки на развитие детей раннего возраста"
Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни. Психологи отмечают, что у детей...
Презентация - консультация "Влияние сказок на развитие детей раннего возраста"
Консультация для педагогов "Влияние сказок на развитие детей раннего возраста"...