Практикум для родителей "Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме

Ерошко Эмилия Михайловна

Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так  как многие  из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_roditele1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

"Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

Подготовила Ерошко Э.М. воспитатель МБДОУ «Ягодка» г.Ноябрьск

Участники:

 воспитатели, педагог – психолог, родители.

Материал для выставки: 

Пособия: Центр воды и песка, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики,  шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для  перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.

Дидактический материал:  шарики, футляры от киндер сюрпризов, рыбки, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.

Природный и бросовый  материал: , ракушки, шишки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.

Цель:

·         повысить знания родителей о значении игр с водой и песком в  психоэмоциональном развитии  детей раннего возраста;

·         вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;

·         обучить способами, приемами игр с водой и песком.

I часть

Выставка игровых пособий

Воспитатель демонстрирует пособия  и дает им характеристику:

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком -  это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это  естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.

Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так  как многие  из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

В группе«Солнышко»  игры с водой и песком проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и самостоятельно.

II часть

 Теоретическая

Психолог:

Игры с водой

Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните свой отдых на море…

Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.

Центр «Вода и песок» - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные отношения между воспитателем.

Игры с песком

Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.

А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно!

Воспитатель:

  Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.

 Пособия необходимые для игр с водой:

Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными  по ширине отверстиями, ведерки.

Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.

Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное -  проявлять  творчество!

 Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:

·         играть дружно, не мешая другим;

·         не отбирать игрушки;

·         аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;

·         учить бережно относиться к воде;

·         не выливать воду на детей и пол.

·          

  Игры с водой можно разделить на две группы:

·         на контактные;

·         на игры с предметами – орудиями.

1 группа:

Контактные игры  с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу.  Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Например, игры:  « Здравствуй, водичка!»;  «Теплая  - холодная»; «Пена»;  «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря»  и т.д.

2 группа:

Игры с предметами-орудиями -  это игры, в процессе которых дети овладевают  различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.

Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.

Например, игры:  «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»;  «Перелей ложкой»  и т.д.

Для игр с песком  также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.

Пособия необходимые для игр с песком:

Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.

Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.

         Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению воспитателя.

 Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:

·         нельзя выбрасывать песок из песочницы;

·         нельзя бросать песок в других или брать его в рот;

·         надо бережно обращаться с песком;

·         после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

 Игры с песком можно разделить на две группы:

·         на игры с сухим песком;

·         на игры с мокрым песком.

1 группа:

Игры, разогревающие   упражнения с сухим песком:

Это  игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его  эмоциональное благополучие.

Например, игры: « Найди игрушку»;  « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.

Упражнения  «Здравствуй, песочек!»;  «Сделаем себе массаж»;  « Погладим песочек»  и т.д.

2 группа:

Игры с мокрым песком:

Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.

Например, игры: «Забьем колышек»;«Украсим горку»;«Испечем кулич»;«Норка для мышки» и т. д.

III часть

Практическая

Психолог:

- Мы Вам предлагаем побыть в роли детей.

Предлагаем поиграть  с водой в контактные игры:

Родители подходят к Центру воды, трогают воду, ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.

 Воспитатель:

- А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком.

Родители подходят к Центру песка, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.

 После игр родители делятся  впечатления.

IV  часть

 Заключительная

Воспитатель:

- Итак, с помощью психолога, нас и  нашей выставки, Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском  саду.

Игры с водой и песком Вы можете применять дома. Кому нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....

Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний...

Практикум для родителей. Тема: "Игры с водой, песком и сыпучими материалами и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды, песка, а также нетрадиционные виды игр - экспери...

Методическая разработка: "Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"

Способствовать оптимизации детско - родительских отношений, развитию психологической культуры родителей....

Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста»...