Информационно-познавательная газета для родителей «Ум находится на кончиках пальцев»
статья на тему
Информационно-познавательная газета для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
um_nahoditsya_na_konchikah_paltsev.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первые слова малыша, как бы искажены они ни были, всегда , всегда волнуют и радуют родителей, как и «тарабарский язык» трехлетнего карапуза, спешащего поведать маме о своих приключениях. У малышей с речевыми нарушениями отмечается общая моторная недостаточность, а это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми « пальчиковыми играми » . Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи . «Ум ребенка находится на кончиках пальцев » , говорят, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка . В возрасте 2-5 лет происходит совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом . Развитие речи у детей происходит наиболее бурно в возрасте от двух до шести лет. Чтобы ребенок начал хорошо говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Сначала детей учат спокойно глубоко вдыхать, плавно протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков, затем экономно производить выдох при произнесении слов. Дыхательные упражнения можно выполнять в игровой форме. Такие игры, как «Лети снежинка» , «Ветер» , «Погрей ладошки» , учат ребенка производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой. Для выработки ровного, удлиненного выдоха организуют игры «Комары и комарики» , «Большие и маленькие жуки» , «Кто дольше споет песенку» . Мне купила мама Кубиков набор. Высыплю их прямо На пол, на ковёр. Я из них построю Домик и забор, На ковре устрою Я просторный двор. Будет в доме первый И второй этаж. И с большою дверью Для машин гараж. Будут в доме люди Жить и не тужить. Ссориться не будут, Будут все дружить . Н.Радченко «Ум ребенка находится на кончиках пальцев… Стихи про игры Колечки деревянные- Цветные и блестящие. Давай построим башенку, Совсем как настоящую! Наденем мы на палочку Колечки друг за дружкой И шляпку ярко-красную На самую верхушку. И получилась башенка- Нарядная, красивая: Зелёная, и красная, И жёлтая, и синяя. Давай колечки вместе С тобой пересчитаем И башенку на место На полочку поставим ! Н. Радченко
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому необходимо использовать следующие приемы: систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне . Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –раскрасок, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание , штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью или карандашом, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки», трафареты . Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК
Очень важной частью являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока ». мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму . Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года: лепить колбаски, колечки, шарики, из каждого маленького кусочка делать лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги . Ее можно мять, рвать, разглаживать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупы (горох, рис, манка, гречка и т.д.) можно использовать в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, “Письмо на крупе. Можно работать и с бросовым материалом . В раннем и младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Развивай-ка «Человечки» Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки». «Крестики» Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке . «Кулак-ребро-ладонь» Н а плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками . « Пальцы здороваются» » Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
« Во саду ли, в огороде…» (игра с предметами ) «Ухо –нос » Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши , поменять положение рук «с точностью до наоборот ». «Лошадки» Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому ). «Котята» Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап . «Слоники» Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец. «Жук» Безымянный, средний и большой спрятаны. Мизинец и указательный пальцы прямые двигаются в разные стороны. Жук, жук, жук жужжит. И усами шевелит. Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг, в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул . (поочередно загибаем пальчики) Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим другому пальчику) Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок) В детский сад идти пора! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю- Всех я вас приветствую! На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга. «Этот пальчик…»
2. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок и попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики , бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы . 1.Предложить ребенку, старше двух лет, рассортировать пуговицы - в одну коробку сложить большие пуговицы, в другую — средние, в третью — маленькие. Другой вариант игры — разложить пуговицы по цветам . Или выложить пуговицы в ряд с определенной последовательностью. Например: красная, синяя, зеленая. Кроме мелкой моторики тренируется внимание и память. 3. Подбирать «петельки» из фетра или флиса к пришитым на основу пуговицам. Застёгивание и расстёгивание молний, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук . Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто , приговаривая: "Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи". Или: «Мы тесто месили, мы тесто месили, Нас тщательно все промесить попросили, Но сколько не месим и сколько не мнем, Комочки опять и опять достаем. Игры с сыпучими материалами Игры с пуговицами 2. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. 3. Рисование по крупе . На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия . Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д ). Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры . Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры : квадратики, ромбики, кружочки.
1 . Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам . Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук. 2. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог : « Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 3. Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус . Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение. 4. В емкость помещаем горох и бобы. Ребенок запускает туда руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы ( разделение крупы ), любые другие предметы. Или п оставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. 5. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. Игры с пробками от бутылок Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление . Однако , стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными. Рисование и раскрашивание Собирание мозаик и паззл Вырезание
Поздравляем наших именинников, родившихся в сентябре: Архипова Карина 07.09.2013 . Иванов Константин 30.09.2013 Албутова Дарья 25.09.2013 . . “ Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре . Одинаковые крышечки из под сока или пластиковых бутылок, картон, тактильный материал: наждачная бумага, ковролин , разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех), гофрокартон … В каждом доме найдутся необходимые материалы для игры. Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока. По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала. Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея. Сшейте для игры яркий красочный мешочек. Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые. Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков . Наши именинники Тактильный мешочек своими руками Материалы для изготовления Материалы для изготовления: Правила игры В любую погоду - И в дождик, и в зной - Нет праздника лучше на свете! Сегодня пришёл День рождения твой, Давай его вместе отметим! Играй, веселись, никогда не скучай, Подарки, сюрпризы от всех получай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
ум ребёнка находится на кончиках пальцев
Специальными исследованиями в Институте физиологии детей и подростков РАМН установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пал...
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев
Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, сни...
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев
Развитие мелкой моторики и её влияние на речь ребёнка...
Буклет на тему: «Таланты детей находятся на кончиках пальцев».
Буклет: «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»....
источник знаний находиться на кончиках пальцев
Игры с массажными мячами «Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В.Сухомлинский и...
Методическая рекомендация для родителей ДОУ Тема: Ум ребёнка находится на кончиках пальцев
Методическая рекомендация для родителей ДОУ...