Игровая экология.
консультация на тему

Сливка Ирина Викторовна

В своей консультации я рассказала, как через труд, наблюдения, опыты, игры, книги, беседы воспитывала в детях экологическое восриятие мира. Потому что цель игровой экологии состоит в том, чтобы сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_ekologiya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Новый век! Каким он будет? Во многом он зависит от нас и от подрастающего поколения, от тех основ, которые мы заложили в создании детей – будущих создателей новой жизни.

А ведь каков человек, какова его деятельность, таким будет и окружающий его мир! Поэтому одной из проблем человечества является экологическая. К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействий человека с природой: человек как живое существо, нуждается в вполне определяемых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод, прежде всего, связан с чтением книг. Само чтение рассказов, вопросы к тексту, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Особое внимание уделяется комплексным занятиям познавательного тика, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой.

Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Вот поэтому главной задачей является – воспитание защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами. Одним и очень важным инструментом в воспитательном процессе была сказка. Она развлекала, забавляла, смешила и что самое главное воспитывала. Сказка призывает к гармонии человека и природы, космоса и всего сущего мира. Герои сказок обязательно платили добром за добро и даже сделанное ими зло старались исправить. Большое воспитательное значение в народной жизни играли игры. Игра была ракетницей семейной жизни, защиты родного очага. В игровой форме дети примеряли на себе роль заботливых родителей.

Мир сказки свойственен восприятию ребенка. Дети верят, что игрушки оживают по ночам, что на новый год приходит Дед Мороз и приносит подарки. Кроме того, дети любят представлять себя другими живыми существами: зайчиками, собачками, кисками. Стоит воспользоваться этим для развития способностей сопереживать другому живому существу. Эмоционально- нравственное формирование человека происходит именно в детстве. Все знают, что важно дать ребенку необходимые в жизни знания. Но надо понять, что набор сухой информации не делает человека человеком. Поэтому так важны игры и сказки. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Именно тогда дети почувствуют, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного отношения и уважения.

Вот поэтому я и обратилась к игровой экологии.

Цель игровой экологии состоит в том, чтобы формировать у детей ответственного отношения к природе.

В задачи входит: 1) формирование у детей понимания взаимосвязей природы и места человека в окружающей его природной среде. 2) знакомство с жизнью растений и животных. 3) овладение навыками поведения в окружающей природной среде. «Игровая экология построена с учетом естественного интереса детей к объекту окружающей природной среды, в том числе и к себе самим, как неотъемлемой части природы. На занятиях используются разнообразные приемы, способы, формы вовлечения детей в активную деятельность: 1) игровые приемы; 2) непосредственные наблюдения в окружающей среде; 3) поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала; 4) использование вспомогательных приемов: музыка, танец; 5)игры- занятия для развития фантазии и творческих способностей; 6) кукольные и игровые спектакли. При проведении занятий и игр дети получают знания, испытывают чувство радости от успеха, независимо от умений и способностей.

Свою работу я начала после ознакомления со статьями журналов «Дошкольное воспитание», «Азбука экологического воспитания», «Формирование экологической культуры». Меня заинтересовали занятия и дидактические упражнения «Одуванчик», «Лягушка». Эти упражнения я попробовала вставить в занятие познавательного характера. Это дало неплохие результаты. Было видно, что детям эти упражнения понравились, они стали проявлять больше интереса к подобным упражнениям. В свободное от занятий время неоднократно рассматривали картинки. Дети стали запоминать последовательность роста и развития одуванчика, лягушки. Мы беседовали о необходимых условиях развития. Увидев, что дети стали больше интересоваться природой, я сделала сначала несколько дидактических игр: «Экологический светофор», «Кому нужна твоя помощь», «Улыбнись, природа», «Карта».  Во время проведения этих игр стало очевидно, что дети лучше усваивают материал. Все эти игры я собрала в подборку под названием «Экология». Но наряду с большим интересом ко всему новому я видела, что некоторые дети с пренебрежением относятся друг к другу, ломают деревья, топчут клумбы с цветами, рвут цветы и потом бросают их. Это подвело меня к вопросу: «Что я могу сделать для этих детей?» как изменить их отношение к окружающему миру. И пришла к выводу, что необходимо больше уделять внимание беседам не только на занятиях, не только со всей группой, но и индивидуально. Больше стали проводить наблюдений, читать рассказов, сказок, стихов о природе. Приступая к занятиям задавала детям вопрос: «Что каждый из вас может сделать, чтобы защитить природу?». Ответы были примитивные, такие как: «Надо защищать животных», «Не ломать ветки, не топтать цветы». Но после проведения ряда занятий и игр стали появляться другие ответы «Не сорить на улице», «Не топтать не только цветы, но и траву, хотя она бывает ядовитая для человека, но для животных она нужна и полезна». Так же стали усваивать правила поведения через игру «Кому нужна твоя помощь». Дети узнали, что липа необыкновенное дерево. Она дает мед, липовый цвет, который мамы заваривают и дают детям, чтобы они не болели и многое другое. Дети на себе узнали о пользе травы - подорожник.

К сожалению, человек привык чувствовать себя хозяином природы. Это накладывает оттенок и на психологию детей, которые нередко совершают жестокие поступки, иногда не понимая их истинного значения. Но понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого предлагала вообразиться животными или птицей и что с ними будет, если кто-то станет относиться к ним жестоко. После этого дети стали подкармливать птиц.

Как на занятиях так и на прогулке вместе с детьми ставили опыты. Зимой наблюдали за свойствами снега, почему он в тепле тает, почему скрепит под ногами, рассматривали снежинки. Давала домой задание: понаблюдать за кипящей водой, что при этом происходит. Все, что  наблюдали, отражали в своих рисунках.

Проводила беседы с детьми по их желанию о строении человека: «Зачем человеку сердце и где оно находится».

При помощи «игровой экологии» пыталась детям помочь понять все то, что нас окружает для того, чтобы понять наш мир.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии в экологии

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТЕПЕННО СТАЛО ВАЖНЕЙШИМ НАПРАВЛЕНИЕМ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ....

Игровая экология

планирование...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Игровые ситуации по экологии

Играем и узнаем много нового!!...

Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»

Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем  заботу о флоре и фау...