Психологическая готовность к обучению в школе. Трудности адаптации.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей будущих первокласников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая готовность к обучению в школе | 613.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников . Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника .
Интеллектуальная готовность Н аличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; Д ифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона); К онцентрация внимания; А налитическое мышление (способность увидеть связь между явлениями, умение воспроизводить образец ); С формированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.); В озможность логического и механического запоминания; Р азвитие тонких движений руки и зрительно- моторной координации; О владение на слух разговорной речью и с пособность к пониманию и применению символов ; И нтерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий.
Личностная готовность 1 .Определенный уровень развития мотивационной сферы – преобладание у ребенка познавательного мотива над игровым (мотивационная готовность к школе ); 2 .Определённый уровень развития произвольной сферы (волевая готовность к школьному обучению): - умение работать по образцу; -умение сознательно подчинять свои действия правилу; -умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; -умение соблюдать дисциплину
Личностная готовность 3 .Формирование «внутренней позиции школьника» - готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей, т.е положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение ; 4 .Определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка ( эмоциональная устойчивость )
Социально-психологическая готовность О тношение к взрослому (взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания); О тношение к сверстникам (проявление коллективистической направленности - умение успешно взаимодействовать, выполняя совместные действия ); О тношение к самому себе ( адекватное отношение ребенка к своим способностям , результатам работы, поведению , т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки )
Ребенка считают неготовым к школе, если он Н астроен исключительно на игру; Н едостаточно самостоятелен; Ч резмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; Н е умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; М ало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы , не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; И меет серьезные нарушения речевого развития; Н е умеет и не хочет общаться со сверстниками; Н е хочет контактировать со взрослыми или , наоборот, слишком развязен
Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Адаптация Е стественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. З начение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью , но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Проблемы в адаптации А даптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма . О рганизм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. О тносительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения .
Уровни адаптации Высокий уровень - П ервоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - У чебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. - П рилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - П роявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). - О бщественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение
Средний уровень - П ервоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. - П онимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. - У сваивает основное содержание учебных программ. - С амостоятельно решает типовые задачи. - С осредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений , указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - О бщественные поручения выполняет добросовестно . - Д ружит со многими одноклассниками
Низкий уровень - П ервоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. - Н ередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение . - Н аблюдаются нарушения дисциплины. - О бъясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. - С амостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. - К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. - О бщественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. - П ассивен, близких друзей не имеет. - З нает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Признаки успешной адаптации С охранение физического, психического и социального здоровья детей; У становление контакта с учащимися, с учителем; Ф ормирование адекватного поведения; О владение навыками учебной деятельности .
Трудности адаптации К школе являются негативные изменения в поведении ребенка: Ч резмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность; Ч увство страха; Н ежелание идти в школу и т.д.
Влияние учителя на адаптацию Первая учительница – это важный человек в жизни ребенка и всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку . Это – немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника
Советы родителям 1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. 2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача . 3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака ; 4. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам ; 5 . Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок возбуждён , если жаждет поделиться, выслушайте, не откладывайте на потом. 6 . Если ребёнок огорчён, не допытывайтесь, он всё расскажет сам.
7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил . С 14 до 16 часов – низкая работоспособность. 8. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: « Если ты сделаешь, то …» 9. Не обсуждайте педагога при ребёнке. 10 . Будьте внимательны к жалобам ребёнка на состояние здоровья. 11 . Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какаю – то секцию или кружок. Начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7 летних детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к обучению в школе
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...
Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"
Данная консультация будет интересна и полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Первым условием ...
Родительское собрание: «Первый раз в первый класс или готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Познакомить родителей с понятием готовность ребенка к обучению в школе....
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...