Памятки для родителей, чьи дети идут в первый класс
консультация (подготовительная группа) на тему
Уважаемые родители, быстро пролетит лето и ваш ребенок пойдет в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не правильно и предложите ребенку найти и зачеркнуть написанные неправильно.
! Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.
Найди точно такую же группу букв среди остальных
! Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
Какие буквы написаны? Сколько их?
! Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? Раздели геометрические фигуры на 3 части.
! Срисовывание по образцу фигуру или букву;
! Складывание из палочек фигуру (по образцу);
! Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;
! Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);
! Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).
! Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»?
Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв.
Литература:
А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001
Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
Материалы сайтов: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября") , http://adalin.mospsy.ru
МБДОУ Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Готовим детей к школе
«В игры играем –
восприятие
развиваем».
Составитель: воспитатель
Лукова Н.Л.
г. Белово
Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
Школьное обучение уже с первых дней предъявляет большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр. Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать.
1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета. ! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.
! Лото-вкладки
! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений
2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.
! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
Какие предметы изображены? Назови их.
! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
Какие предметы изображены? Назови их.
! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови.
! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (например в газетной статье)
! Найди и обведи все треугольники.
! Поиск отличий в сходных изображениях.
! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.
Предварительный просмотр:
- Светлый легкий блестящий...
- Белый мягкий съедобный...
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).
Переверни страницу
Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке
- сколько мячей было в комнате?
- сколько окон?
- куклы сидели или стояли?
- были ли на окнах цветы?
- сколько детей было в комнате и т.д.
Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий по памяти:
- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;
- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
МБДОУ Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида г.Белово Памятка для родителей В игры играем – память развиваем. Составитель: воспитатель Лукова Н.Л. г. Белово |
Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – не чего не держит.
О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.
Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.
Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
- Зрительно-моторная память
необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);
- Вербально-моторная (работа со
словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);
- Логическая память
(запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:
- Цель обучения должна быть
эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
- Лучше сохраняется материал,
который поразил и увлек ребенка.
- Дети очень любят
соревнование, игру.
- Во многом внимание
дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память
(сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.
Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.
- Детская память характеризуется
тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить
к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.
- Чтобы запомнить новый
материал его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
- Чтобы ребенок лучше запомнил
новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.
Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.
Игра «Слово за слово».
Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря
Взрослый начинает игру и говорит:
«На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)
Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или
вновь взрослый) повторяет всю
фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.
Игра « Два предмета».
Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:
- Гладкий черный твердый...
- Темный тяжелый шумный...
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово
Памятка для родителей
«Говорю с ребенком...
на языке игры»
Составитель: воспитатель
Лукова Н.Л.
г. Белово
Не ждите приглашения от своего ребенка, чтобы поиграть, проявите собственную инициативу!
Используемая литература:
Арнаутова Е.П. Об игровой компетентности родителей дошкольников.//Детский сад от А до Я №5 /2006
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. – Изд. 2-е, дораб. – М.: Академический Проект, 2001.
Уважаемый родитель!
Позволяйте себе иногда отключиться от окружающих проблем и погрузиться в игровую атмосферу жизни своего ребенка. Это не только полезно, но и приятно! Вспомните свое собственное детство, ведь это было здорово?! Вот и отправляйтесь прямо сейчас вместе с ребенком в увлекательный мир игровых путешествий.
Если Вы пришли к ребенку в его комнату или уголок, поинтересуйтесь для начала, во что он любит играть или уже играет? Можно ли с ним поиграть? После этого Вы можете подключиться к уже начавшейся игре, взяв на себя подходящую по сюжету роль или предложить собственный сюжет, если игра у ребенка «не клеится».
Уважаемый родитель! Если вам кажется, что игровой опыт Вашего малыша недостаточен, попробуйте во время игрового общения с ним брать инициативу в свои руки. Найдите привлекательную для себя роль и от лица этого персонажа вступайте в игровой диалог со своим ребенком. Постарайтесь не выходить из роли несколько минут естественность, и непринужденность Вашего поведения наверняка будут замечены ребенком и по достоинству оценены.
Если Ваш ребенок уже приобрел игровой опыт в группе детского сада или общаясь с соседскими ребятами дома, возьмите на заметку тематику некоторых самодеятельных игр для домашнего уик-энда!
Любимая игра девочек – «В семью». Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Станут готовится к дню рождения? Замечательно! Кто из игрушек будет именнинком? Надо подумать о подарке. А кто придет в гости? Как развлечь гостей? Чем вкусненьким угостить? Играйте на здоровье.
Вы давно собирались «В зоопарк»? Не хотите ли отправится прямо сейчас, пройти по вольерам, где живут разные животные... сначала вместе с ребенком соберите всех имеющихся в доме зверей, птиц и пресмыкающихся. Определите в комнате место для зоопарка. Понадобятся также билетная касса, билетер, экскурсовод. Фантазируйте дальше вместе с ребенком. Зоопарк уже открылся...
В «Туристическом агентстве» предлагают билеты. Кому достанется
роль менеджера или агента бюро путешествий? С помощью современной техники – компьютера, телефона, факса (коробки из-под обуви или конфет) – агент знакомит потенциальных путешественников с турами на разные континенты. Хорошим оснащением игры станут рисунки ребенка про места, где он побывал с вами в отпуске; старые открытки с изображением растений, обитателей природных зон, городскими пейзажами, сувениры и другое. Сюжет игры выведет на развитие параллельных сюжетов – « В аэропорт», «В авто- или железнодорожный вокзал». Объединив несколько игровых сюжетов, Вы можете играть не один день.
Если Вы выбрали «Морское путешествие», для корабля вполне подойдет стул или кресло. Наверняка у ребенка есть название кораблю. Подходящий прием для обыгрывания сюжета игры – воображаемые действия, ваши и ребенка. Будут кстати руль, бинокль, рация из предметов заместителей (пустая коробка, крышка от кастрюли). Кому-то понравится роль радиста, а кто-то захочет стать врачом или поваром в ресторане на верхней палубе... через минуту корабль снимается с якоря...
Предварительный просмотр:
Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер
Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
- Восприятия и запоминания сложных
конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
- Формирования зрительного образа букв,
цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- Выделения и различения геометрических
фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);
- Копирования;
- Неустойчивый почерк (неровные штрихи,
большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- Зеркальное написание букв, цифр,
графических элементов;
- Очень медленный темп письма.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
- Частота зеркального письма у леворуких
детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
- По многочисленным наблюдениям,
снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверк.
Необходимо также сказать о
нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.
Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
- Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
- Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
- Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
- Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;
К сведению
12 августа
Международный день левшей.
МБДОУ Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида г.Белово
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Готовим детей к школе
«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ»
Составитель: воспитатель
Лукова Н.Л.
г. Белово
Предварительный просмотр:
Посоветуйте родителям!
Ваш ребенок и его способности
В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности.
Музыкальные способности
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
- если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Технические способности
У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:
- обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;
- любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант
Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
- с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Спортивный талант
Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:
- он энергичен и все время хочет двигаться;
- он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.
Литературное дарование
У Вашего ребенка литературное дарование, если он:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.
Художественные способности
Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Календарь развития дошкольника К году
К двум годам ребенок
К трем годам малыш
К четырем годам
К пяти годам малыш
К шести годам ваш ребенок
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
к использованию разнообразных форм работы с родителями.
Цель данных рекомендаций - познакомить широкий круг дошкольных педагогов с использованием современных форм работы с родителями.
На современном этапе развития нашего общества предъявляются высокие требования к улучшению семейного воспитания. Повышение эффективности воспитания зависит от усилий ДОУ, школы, общественности и семьи. Успех в воспитании детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Педагоги призваны убедить родителей в необходимости правильного воспитания в раннем возрасте, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.
Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье ребенок получает первый опыт взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как дошкольные учреждения, школы, после чего социализация личности ребенка начинает происходить по двум важнейшим каналам, эти каналы должны быть как можно более согласованными для успешного усвоения ребенком социального опыта.
Важнейшим условием развития ребенка в ДОУ является активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс. В " Концепции дошкольного воспитания" 1989 года зафиксировано, что семья и дошкольные учреждения, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями так важно для успешного воспитания ребенка. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности , их заинтересованное участие в образовательном процессе происходит не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что родители осознанно подходят к воспитанию и развитию собственного ребенка. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одно от другого, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Совместная деятельность педагогов и родителей должна строиться с учетом подробностей и интересов тех и других, и важное место здесь должна занимать диагностическая деятельность. Исследования Российских ученых показывают, что в практике часто происходит несовпадение запроса родителей с тем, что они и их дети реально получают в дошкольном учреждении. Подобное расхождение приводит к возникновению трудностей во взаимодействии " родитель- воспитатель ".Диагностическая деятельность должна затрагивать все этапы обучения и воспитания ребенка , начиная с момента его поступления.
Взаимодействие педагогов с родителями является не только условием развития ребенка, родители в данном случае выступают и объектом педагогического воздействия. Главными воспитателями детей в дошкольном возрасте являются родители. Сформировать у родителей необходимую базу- одну из важнейших задач педагогов. Она реализуется через ознакомление их с возрастными особенностями детей, оздоровление и т.д.
Педагогическое образование осуществляется как в коллективной ,так и в индивидуальной форме. Система взаимодействия с семьей должна быть построена с учетом открытости, информированности, стимулирования родителей к сотрудничеству. Образовательное пространство ДОУ должно позволять родителям стать союзниками, партнерами детей и педагогов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт дошкольных учреждений, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие семьи и ДОУ в интересах творческого развития личности должно осуществляться через различные формы работы с родителями, как индивидуальные, так и групповые.
Индивидуальные формы работы это:
-беседы с родителями;
-консультации;
- посещение семьи- при выполнении этого пункта важно соблюдать следующие правила: не приходить в семью без предупреждения,
- не планировать свой визит более чем на 5-15 минут( чтобы не быть обременительным);
не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться)
придите им на помощь,
-нельзя вести беседу в агрессивных тонах, не поучайте родителей, а советуйте,
- желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него
форму и содержание.
- Групповые формы работы с родителями это:
- Собеседование, день открытых дверей, родительское собрание, консультация по
- подготовке ребенка к школе, разные совместные групповые занятия, выставка
- творческих работ ,вечера вопросов и ответов, дискуссия, тематические конференции,
- традиционные встречи многодетных семей, благотворительные праздники для
- семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, различные родительские клубы,
- совместная деятельность с отцами детей.
- Хочется обратить внимание на некоторые групповые формы работы с родителями, например:
- Вечера вопросов и ответов лучше проводить с привлечением психологов, юристов,
- врачей и других специалистов с учетом тематики и возрастных особенностей детей.
- Дискуссия- обмен мнениями по вопросам воспитания , одна из интересных форм
- повышения педагогической культуры родителей. Дискуссия позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем ,касающихся воспитания детей .
- Такая форма как тематические конференции по обмену опытом семейного воспитания, вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической ответственности, деятелей науки и культуры , представителей общественных организаций.
- Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч - добровольность и взаимная заинтересованность.
- Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь к воспитательной деятельности их в группе, повысить роль в воспитании детей. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, собрания, например," Роль отца в воспитании детей" и др.
- Также формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, соревнования,
- конкурсы, КВНы и т.д.
- Широкое распространение должны получить семейные праздники и фестивали: "День
- матери", "День отца", "День бабушек и дедушек", "День мальчиков" , "День девочек", или "День моего ребенка", "день взаимного благодарения", игровые семейные конкурсы:" Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Конкурс отцов и сыновей" и т.д. А также совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности:благоустройство и озеленение участков, посадка аллей, выставок " "Мир наших увлечений" и т. д.
Одной из форм сотрудничества являются родительские собрания: актуальные по тематике, например, "Роль семьи в развитии интереса и способностей детей к творчеству", "Основы семейного воспитания "и др. и оригинальные по формам проведения.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
Вступительное слово заведующей ДОУ( представление гостей ) 5 мин.
Выступление по теме: зав. методиста, воспитателя, специалистов . Выступление должно быть ярким , лаконичным , доступным.(10- 15 ) мин.
Обсуждение проблемы родителями ( 20 мин )
При анализе достигнутых результатов в группе начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям недисциплинированных детей и т.д. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел .Хорошо, если будут использованы нетрадиционные формы проведения родительских собраний, например, в форме Устного журнала", Вечера вопросов и ответов, Беседы за круглым столом, Дискуссии, Деловых игр и т.д.
Чтобы собрания проходили ярко, воспитателю необходимо хорошо знать микроклимат семьи, степень педагогической зрелости, трудности в воспитании каждой семьи. Чтобы было интересно, разумно отказаться от чтения докладов, а сообщения должны быть лаконичны, эмоциональны и в то же время насыщены примерами из жизни детей. Чтобы встречи с родителями проходили с большой пользой важно правильно выбрать проведения собрания, например, " Разговор с бабушками за чашкой чая о воспитании внуков или значение игры в организации жизни ребенка дома, проведение собраний по типу " КВН, " ЧТО, ГДЕ,КОГДА ","Счастливый случай, Алфавит, Кто хочет стать победителем, а также вечеров по типу "Папа, мама , Я- спортивная семья". Родители вместе с детьми могут участвовать в деловых играх, соревноваться в конкурсах викторинах.
- Семейное воспитание должно опираться на знания индивидуальных особенностей ребенка, на личностно- ориентированный подход к нему.
В подготовке к каждой из форм с родителями должна вестись кропотливая, целенаправленная работа с родителями. В процессе творческого общения воспитатель выясняет ,какие знания нужны родителям, в какой форме их преподнести, чтобы вызвать ответную реакцию, желание высказать свою точку зрения.
Для сохранения качества дошкольного воспитания на современном этапе требуется разработка новых моделей. Такой моделью могут стать группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей. Можно организовать группы гибкого режима, клуб будущих мам, чтобы в дальнейшем проводить работу с семьей, начиная с раннего возраста. Также создать группы выходного дня, адаптационные группы, группы будущего первоклассника, развивающего обучения для одаренных детей.
Родители переступили порог ДОУ. Перед ними желательно бы расположить " стенд" с указанием адреса, телефона ДОУ, ФИО заведующей, методиста, психолога, логопеда, их звания, телефоны и т.д. Адрес и телефон вышестоящей организации. А также направления в работе ДОУ, характеристика программ, по которым работает ДОУ, характеристика видов групп, перечень услуг.
В коридорах хорошо бы оформить эстетические детские работы.
Желательно оформить место, где родитель мог бы раздеться, почитать газеты, журналы, подождать пока их примет заведующий. Для ознакомления с работой родителям можно предложить прийти на праздник, побывать на занятиях, посетить день открытых дверей , поучаствовать в работе педагогического совета.
В общении с родителями подготовить памятку с конкретными рекомендациями, подготовить красочную папку-передвижку, заранее выяснить сведения о ребенке, который придет в группу: (в каких условиях живет ребенок, к какому режиму приучен, какие привычки сложились дома, где и как спит, чем больше всего любит заниматься ребенок и т.д ) Иметь представление о социальном положении семьи. Желательно, чтобы родители заполнили анкеты, подготовленные воспитателем.
Одним из продуктивных способов привлечения родителей можно считать демонстрацию успехов их ребенка. Когда родители почувствуют любовь по отношению к ребенку, заботу , заинтересованность педагога в результате общего труда, они готовы к сотрудничеству.
.
Чтобы мероприятия проходили ярко, воспитателю необходимо хорошо знать микроклимат каждой семьи, трудности в воспитании детей. Чтобы было интересно разумно отказаться от чтения докладов, а сообщения должны быть лаконичны, эмоциональны, и в то же время насыщены примерами из жизни детей.
К каждому собранию желательно подготовить выставку, например, "Шьем сами игрушки для детских игр", компьютерных сайтов, концерт детей, выступления взрослых, выставка кулинарных изделий, тематические фотографии из жизни детей дома (самообслуживание, развлечения, помощь взрослым, забота о младших т.д. ) Также практикумы для развития мелкой моторики рук, укрепления стопы ног, различные диаграммы.
К любому мероприятию продумать оформление зала с афоризмами, высказываниями великих людей, с картинками из жизни детей в семье и детском саду.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив-это опора педагогов и при умелом воздействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации дел в группе, решению проблем жизни коллектива.
Сегодня большое внимание в работе с родителями необходимо уделить вопросам ОБЖ.. Для этого хорошо представить на обозрение папку-передвижку " Скорая помощь на дому", в нее поместить:
-Что делать , если у ребенка высокая температура?
-Как организовать досуг ребенка во время болезни ?
-Зеленую аптеку в каждый дом и т . д.
Таким образом, творческая совместная деятельность по обновлению системы педагогического просвещения в ДОУ поможет родителям утвердиться в правильности приемов домашнего воспитания, пересмотреть свои взгляды на полноценное развитие личности ребенка.
Систематическая работа с родителями повысит их интерес к педагогическим знаниям, увеличит активность
УДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
По материалам французской педагогической литературы
- Мама, почему синий синий?
- Что-оо?
- Почему синий цвет синий?
- Потому что синий.
- Ну, а почему? Почему он синий, а не красный?
- Займись, пожалуйста, чем-нибудь и не приставай с глупыми вопросами.
Не приставай... Среди взрослых бытует ошибочное мнение: дети слишком часто задают вопросы. На самом деле они задают их постоянно. Часто происходит и другое - взрослые не отвечают на вопросы. Как они это делают - отвлекают ли внимание ребенка на что-то или ссылаются на неотложность и важность своих умных дел, - значения в общем-то не имеет. Значение имеет другое - когда говорят ребенку, что он задает глупые вопросы, т. е. утверждают, что он глупый.
Мы просим уважаемых родителей не понимать превратно этот материал. Да, мы знаем, что, если с ребенком дома остается одна мама, ей надо выполнить в течение дня массу дел: накормить малыша, убрать квартиру, постирать... А если оба родителя работают и с ребенком остается бабушка?.. Скорее всего, ей уже не до вопросов и тем более ответов. Однако, если когда-нибудь ваш ребенок из умного и любознательного вдруг станет вялым и ленивым, спросите себя: не вы ли сами в том повинны? Мы не драматизируем; к сожалению, детская психика легко и быстро травмируется, и заявление "Не приставай ко взрослым с глупыми вопросами" может иметь совершенно непредсказуемые последствия.
...В тот день мама не стала объяснять дочке, почему синий цвет именно синий, а не красный. Да и что она могла сказать? Честно ответить, что сама не знает? Или сказать, что глаз человека устроен так, что сетчатка что-то там отражает и потому мы видим синий как синий? И сам собой сложился удобный, спасительный ответ: "Займись чем-нибудь и не приставай с глупыми вопросами".
Периодически задавая те или иные вопросы, дети ставят взрослых в тупиковое положение в тех случаях, когда ответить трудно. И невольно взрослый сам задается вопросом: "Почему они это делают?" Просто потому, что интересно. Маленькому человеку интересно все. Он хочет знать! И "отбить" у него эту тягу к познанию можно только одним способом: "Не приставай с глупыми вопросами"...
Сидя в груде игрушек, которые одна за другой летят в разные стороны, малышка кричит маме, у которой, образно говоря, в одной руке зажат пылесос, а в другой - кастрюля с кашей: "Мама, почему меня зовут Франсуазой?" Что делать в такой ситуации? Прежде всего отложить пылесос. А потом сесть и вспомнить, почему вы действительно назвали своего ребенка Франсуазой, а не Исидорой. И сказать, как есть. Да, да, именно, как есть, потому что дети мгновенно чувствуют фальшь. Разумеется, при этом нужно учитывать возраст ребенка; если вы начнете объяснять двухлетнему ребенку, что назвали его Александром в честь Александра Македонского по прихоти папы-историка, защитившего на эту тему докторскую диссертацию, то маловероятно, что эта та информация, которая нужна ребенку. Просто скажите, что, когда он только должен был появиться на свет, вы уже придумали ему это имя. Но учтите: во-первых, как только вы ответите на этот вопрос, рискуете попасть под град других, включая, например, такие: "А почему меня не спросили?" или "Откуда я появился на свет?". Во-вторых, разговор этот, соответственно, может затянуться на совершенно неопределенное время. Взрослый должен знать, что он делает. Если вы действительно не в состоянии вести в этот момент долгие беседы, то лучше честно сказать об этом. Не отмахиваясь, не говоря, что вечно вопрос задается не вовремя или "поговорим как-нибудь потом". Лучше предложите, чтобы ребенок помог вам. Как правило, ребенок с удовольствием откликается на такие предложения. И не важно, что он будет путаться у вас под ногами. И не так уж страшно, если вы в этот день не идеально пропылесосите свой ковер. Суть в том, что выиграете вы нечто гораздо большее - общение с ребенком. И строить это общение надо именно сейчас, пока он маленький. Тогда впоследствии, когда он вырастет, вы не будете спрашивать себя с недоумением: "Почему он все скрывает? Почему не хочет разговаривать?"
Что же делать, если ребенок спрашивает что-то, на что взрослый просто не в состоянии ответить по той простой причине, что не знает сам? Как отметили выше, честно сказать ему об этом. Не бойтесь того, что вы разрушите сложившееся представление - "взрослые знают все". Однако не говорите ему, что все знать невозможно, дабы не отбивать у него жажду познания. Просто скажите, что вопрос очень и очень трудный, но интересный. Пока вы не знаете ответа, но обязательно узнаете и ответите" Этим вы покажете малышу: а) учиться и узнавать важно и интересно; б) глупых, ненужных вопросов не бывает; в) если ты чего-то не знаешь, обязательно постарайся узнать.
Есть еще одна типичная ошибка, с удивительным постоянством совершаемая взрослыми. Задав какой-то очередной, неудобный с точки зрения взрослого, вопрос (или изъявив желание сделать что-то неугодное опять-таки с точки зрения взрослого), ребенок слышит в ответ: "Ты пока маленький". Через десять минут, когда он разобьет вазу, он уже услышит другое: "Ты уже большой, и так вести себя нельзя". А еще через какое-то время, когда ребенок спросит: "Так какой я - маленький и большой?" - ответ зазвучит примерно так: "Займись чем-нибудь и не задавай глупых вопросов"...
Представьте себе ситуацию: вы задаете кому-то какой-то вопрос. Вначале вам отвечают на него "да", потом "нет". Вы совершенно справедливо начинаете предполагать, что либо отвечающий просто говорит неправду, либо он плохо слышит, либо вы плохо соображаете. И, решив уточнить, вы спрашиваете: "Так да или нет?" И здесь вы слышите в ответ: "Ну и дурак же ты!" А теперь попытайтесь представить себе собственную реакцию. В ответ на свой вопрос вы услышали одновременно и да и нет, а когда попробовали уточнить, еще вас же и обозвали дураком. Вряд ли вам это понравится. И не удивительно, что при повторении одной и той же ситуации с одним и тем же человеком вы можете просто перестать с ним общаться. Ребенок не в состоянии этого сделать по той простой причине, что идти ему некуда. Но через какое-то время, может быть через месяц, а может через десять лет, он перестает что-либо спрашивать и говорить и замыкается в себе. Степень этой замкнутости зависит от многих факторов - от характера ребенка, от сферы его общения, от его самодостаточности. Но в какой-то степени "метаморфоза" обязательно произойдет. И начнется тогда, когда учиться станет неинтересно (как в известном анекдоте "Что же вы меня не предупредили, что это все на 10 лет?").
Да, вы сами приучили его к тому, что задавать вопросы, следовательно, интересоваться чем-то, учиться и узнавать означает мешать старшим, которые не задают никаких вопросов (кроме, пожалуй: "Что ты опять натворил?"); что поступают так только глупые дети, у которых вопросы тоже глупые. С этим "багажом" ребенок приходит в школу. Здесь, как положено, его о чем-то спрашивают и, если не получают нужного ответа, на глазах остальных детей строго объявляют, что это очень плохо не знать ответа...
Когда мы спрашиваем? Разумеется, когда чего-то не знаем и хотим узнать. Так вот, когда-то давно, когда ваш ребенок задавал вопросы дома и не получал на них, как правило, никаких ответов, ему говорили: ты глупый, мешаешь старшим. Теперь в школе вопросы задают ему, и опять он не знает. Взрослый человек в глазах ребенка не может быть глупым, потому что он, взрослый, знает все - он ведь не отвечает на глупые вопросы. Значит, еще раз глупый он сам.
После пары таких "вызовов на ковер", можете быть уверены, учиться ему больше не захочется.
Вырастая, мы забываем, что сами были детьми. Но не это самое главное. Плохо то, как мы забываем, как мы были детьми. Мы помним, может быть, только то, как "орала мать" или как отец "снимал ремень". Но мы забываем свои ощущения, свои страхи, свои отношения с окружающими. Потом, много лет спустя, нам напоминают об этом все те же родители, родственники. Короче, все те же взрослые. Со своей взрослой точки зрения. И они говорят: "Ты тоже был ужасным и бил вазы". И вы киваете с обреченным вздохом, вспоминая обломки любимой китайской вазочки, появившиеся в результате процесса самообучения теперь уже собственного ребенка. И, будучи взрослым и перестав бить вазы, вы глубоко убеждены: бить вазы плохо. Но что взять с ребенка, ведь он маленький и глупый?
И вот вы вздыхаете, совершенно забыв, что тридцать лет назад вам это совсем не казалось ни плохим, ни глупым, а что вы просто-напросто хотели узнать и понять, почему ваза бьется. Никто не спорит: ничего хорошего в битье ваз, конечно, нет. Но, может быть, если бы вы попробовали занять внимание ребенка чем-то другим, ваша любимая китайская вазочка была бы целой?
Очень часто, если не сказать всегда, мы, взрослые, забываем об одном: ребенок - это точно такой же человек, только в миниатюре. Разница между нами лишь в том, что у него меньший по объему словарный запас и отличное от нас восприятие окружающего мира. Вот и все. И уж, конечно, он не глупее нас. Попробуйте выучить иностранный язык с той же скоростью, с которой учит его он, появившись на свет. Через три года он свободно говорит на нем, хотя русский для него такой же иностранный, как для вас китайский. Если в семье говорят на русском и китайском, через те же три года он будет так же свободно говорить на обоих этих языках. А мы, взрослые? Сколько нам для этого потребуется времени?..
Теперь нам хотелось бы вернуться к той ошибке, которую мы считаем одной из самых распространенных и вредных - когда ребенку говорят, что он маленький или большой в зависимости от того, что он сделал или собирается сделать, и иногда с разницей в пять минут. Если, уважаемый читатель, вы не хотите, чтобы через какое-то время ваш ребенок начал страдать, например, нервным расстройством, вы должны с самого начала решить для себя, какой он - большой или маленький. Или, если в вас присутствует экспериментаторский дух, предложите ему самому это решить. И уже не говорите ничего другого. Сделать это, кстати, будет не так просто, как кажется на первый взгляд. Когда вы говорите ребенку, что он "уже большой" и что "нельзя так себя вести", а через полчаса раздраженно отмахиваетесь от какого-то вопроса ("Мал еще!"), вы делаете это только потому, что вам так удобно. Вам удобно, чтобы он сам складывал на место свои игрушки. Вам удобно, чтобы он делал то, что удобно вам, и так, как удобно вам. Поинтересоваться при этом, удобно ли это ему, вам и в голову не приходит - ведь он маленький. И для него и по дому все делаете вы, следовательно, и удобно должно быть вам.
Логика, конечно, в этом есть, только ребенок вашу логику понимает по-своему и примерно таким образом: вы большой, и вам можно все, а он должен слушаться вас во всем и делать так, как скажете вы. Потому что у вас больше опыта и вообще хозяин здесь вы.
И в этом тоже есть логика. Только ваш большой опыт и, соответственно, готовые решения на "все" и "вся" совершенно лишают вашего ребенка возможности исследовать и искать что-либо самостоятельно. "Мал еще!", как правило, - говорите на это вы. А насчет хозяина в доме?..
Вам никогда не приходилось читать памятку в метрополитене о правилах и правах поведения пассажиров? Не приходила ли вам мысль сравнить параграфы? Так вот, эти самые правила и обязанности занимают три четверти пресловутой памятки, оставляя не так много прав бедным пассажирам. Может быть, утрированная параллель, но это именно то, что вы делаете со своим собственным ребенком, чтобы сделать свою жизнь спокойнее и удобнее, забывая при этом, что спокойный ребенок, в течение шести часов подряд тихо сидящий в углу и играющий с одной и той же игрушкой, должен вызывать у вас по крайней мере беспокойство. И вот вы создаете у себя в доме маленькое государство, в котором вам можно все, а ему - только слушаться вас. Другими словами - ничего. И потому, очевидно, маленький человек хочет побыстрее вырасти и превратиться в большого человека, чтобы ему тоже можно было все. Но только когда он действительно станет большим, перестанет бить вазы и задавать свои бесконечные "глупые" вопросы, тогда вы ему, может быть, будете не нужны. Именно потому, что он станет большим. И еще потому, что, когда он был маленьким, вы, к сожалению, не сделали ничего для того, чтобы сохранить его интерес и необходимость постоянно иметь вас рядом.
И тогда вам останется только горестно вздыхать о том, какой у вас неблагодарный ребенок, как он все делает вам назло и как из него буквально ни одного слова не вытянешь.
А чего другого вы ждали? Вы же действительно хотели, чтобы он слушался вас во всем и чтобы не задавал глупых и неудобных вопросов.
Теперь ему нет никакого смысла механически выполнять родительские указания. И поступает он теперь так, как он сам считает нужным, и не говорит, может быть, вообще ничего. Разве что: "Отстань, мам, вечно ты со своими вопросами"...
В заключение хотелось бы добавить вот что. Мы почему-то считаем детей своей собственностью. Мы также считаем, что факт рождения нами ребенка закрепляет за нами же право распоряжаться тем, что он делает, и тем, что он говорит. Так и поступаем, забывая, что ребенок не телевизор, который можно включить или выключить, и не клетка с канарейкой, которую можно накрыть платком. И, может быть, не нужно изобретать несуществующих причин, по которым вы не можете поговорить с ребенком, а задуматься: действительно, а почему синий - синий? И отложить свои сковородки и пылесосы, и сесть, и поговорить с ним в этот момент, сию минуту, сейчас. Чтобы не услышать завтра: "Отстань, мам, вечно ты со своими вопросами"...
Перевела с французского
Янина Бонфанти, Париж
Вместе с детьми
В свободный час
Старший дошкольный возраст
Веселые минутки
"Шутка - минутка, а заряжает на час",- говорят в народе. Без веселья и шуток не обходится ни один семейный праздник, особенно детский. Чтобы на детском празднике стало еще интереснее, предложите ребятам несколько игр-шуток.
"Не рассмеюсь!" (игра-шутка). Разыгрывается сценка "В парикмахерской". Один из ребят изображает парикмахера, а другой - клиента. Парикмахер делает вид, что стрижет и причесывает клиента. Зрители подают советы, критикуют работу парикмахера и стараются рассмешить обоих ребят. Кто-нибудь из ребят не выдерживает и начинает смеяться.
Следующей паре ребят предлагается другая сценка, допустим "В школе у доски" или "У зубного врача" и т. д.
Игра "Чепуха". Водящий выходит за дверь, а организатор игры предлагает запомнить каждому играющему какое-нибудь слово. Первому предлагает запомнить слово "дом", второму - "облако", третьему - "муравей", четвертому - "морковка" и т. д.
Водящий возвращается и задает каждому из играющих вопросы; отвечать на эти вопросы можно только тем словом, которое надо было запомнить.
- Что ты сегодня ел? - спрашивает водящий первого игрока.
- Дом,- отвечает тот под общий смех ребят.
- Где ты спишь? - спрашивает водящий второго игрока.
- На облаке,- отвечает второй игрок, и опять слышится смех ребят.
- С кем ты дружишь? - задает вопрос водящий третьему игроку.
- С муравьем,- этот ответ ближе всех к правде, потому что с муравьем можно подружиться, хотя бы в мечтах.
- Что лежит у тебя в кармане? - обращается водящий к четвертому игроку.
- Морковка,- отвечает тот.
Морковка вполне может лежать в кармане. Ответ и вопрос совпали по смыслу, поэтому четвертый игрок становится водящим, а водящий занимает его место. Игра начинается сначала.
Скороговорки. Все бобры добры до своих бобрят.
У осетра была сестра, она пила ситро с утра.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.
Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Два дровосека, два дровокола про дрова говорили.
В поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.
Сидели у ели, кисель мы ели, ели, ели, еле-еле съели.
Играем в слова
Все играющие договариваются, на какую тему будут называть слова. Допустим, "игрушки".
- Мяч,- начинает первый.
- Мяч, кукла,- продолжает второй.
- Мяч, кукла, воздушный шар...
- Мяч, кукла, воздушный шар, шашки... и т. д.
Побеждает тот, кто сумел повторить самый длинный ряд слов. (Желательно, чтобы организатор игры в столбик записывал названные слова, чтобы легче было проверить играющих.)
Игра в числа
Любимая игра французских ребят
Эта игра - прекрасное упражнение для младших школьников в устном счете. По ходу игры участникам ее приходится непрерывно складывать в уме числа, чтобы найти лучший ход.
Сделать эту игру легко. На листке бумаги начертите поле в 25 клеток (5х5) и приготовьте для каждого играющего полоски с цифрами, полоски должны быть разных цветов. Допустим, полоски с цифрами у первого играющего красные, а у второго - желтые.
Играют в эту игру вдвоем. На поле по горизонтали или вертикали (по собственному выбору) первый игрок кладет одну из полосок. Если он положил полоску по горизонтали, то второй игрок имеет право ходить только по вертикали, а первый обязан продолжать класть свои полоски только по горизонтали. Цель игры - постараться закрыть своей полоской большую сумму цифр противника. Поэтому второй игрок старается положить свою полоску так, чтобы закрыть самую большую цифру в полоске первого игрока. При накладывании полоски на полоску надо помнить, что цифры, которые закрывают, и цифры, которыми закрывают, должны совпадать. 5 должно накладываться на 5, 4 - на 4, 3 - на 3 и т. д. Ход за ходом, поочередно, пересекаясь, полоски закрывают все игровое поле. Теперь можно подсчитать, у кого из игроков сумма незакрытых цифр оказалась больше. Игроки меняются полосками и играют вторую партию. Результат подсчитывается по сумме очков двух партий. У кого очков больше, тот выиграл.
Материал подготовила
Лукова Н.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей, чьи дети идут в ясли "Мы идем в ясли"
Презентация разработана для родителей, чьи дети поступают в ясли. Цель презентации - снизить тревожность, беспокойство родителей за детей, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на адаптации мал...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...
Советы для родителей, чьи дети идут в детский сад первый раз.
Несколько несложных советов для адаптации ребенка в детском саду....
Сценарий выпускного утренника "Дошколята идут в первый класс"
Сценарий выпускного утренника в рамках природоохранного социально образовательного проекта "Эколята-Дошколята"...
Памятка "Поведение родителей, чьи дети идут в детский сад"
Как надо и как не надо вести родителям, чьи дети идут в детский сад...