Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участниками социального взаимодействия творческого потенциала и опыта диалога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели мероприятия:

  1. научить взрослых  и  детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров;
  2. акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании  и  поддержку  ребенка, а  не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития;
  3. научить ро дителей показывать ребенку, что он интересен  и  важен сам по себе, вне зависимости от его удач  и  просчетов.

Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»

Поступление ребенка в первый класс- ответственный момент как для него самого, так и для родителей. О том, какими знаниями должен обладать дошкольник для комфортного пребывания в школе, взрослые начинают задумываться за долго до этого события. Однако понимание готовности ребенка к школе родителями и педагогами нередко различается. Зачастую именно это затрудняет  предшкольную подготовку детей и приводит к чрезмерным дополнительным нагрузкам. Переход дошкольника к новой ступеньке образования – поступление в первый класс – волнует каждого родителя. Взрослые переживают,  как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником. Но долгожданных изменений обычно не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех старается соответствовать новым требованиям, что не всегда получается. Поэтому к стрессу первых дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть их ожидания. Многие из вас, считают важным, чтобы ребенок обладал социально значимыми качествами, прежде всего связанными с процессом обучения, тем самым компенсируют собственное чувство неполноценности: вы требуете от младшего школьника успехов в учебе. Не считаясь с его возможностями. Причиной этого является ваш собственный страх. Таким образом, на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения могут приводить к психогенной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах и неврозах. Большинство родителей, готовность обучения ребенка в школе сводя к овладению навыками чтения, письма и счета.

Вашему вниманию мы предлагаем 12 критериев, характеризующих содержание понятия «готовность ребенка к школе» и предлагаем их ранжировать по степени важности.

А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания ваших детей,  когда им были заданы следующие вопросы:

1 Хочешь ли ты пойти в школу?

2 Зачем ты пойдешь в школу?

Хочу пойти в школу, чтобы учиться, чтобы вырасти, чтобы все знать. Научусь писать, буду большим здоровым.   Вова Я.

Хочу, чтобы научиться считать, знать буквы, цифры. Чтобы научиться все делать.   Дамир Я.

Пойду в школу, чтобы учиться писать. Чтобы боксом заниматься, бегать, медали получать. Никита М.

Хочу идти в школу, потому что интересные занятия, большой спортзал. Школа для меня это учеба. Чтобы в жизни все помнить.  Ваня П.

Хочу пойти, чтобы научиться писать, заниматься, слушать учителя. Чтобы гулять, там ведь гуляют. Хочу стать взрослой и ходить в библиотеку. Лера . С

Хочу пойти в школу, чтобы хорошо писать, хорошо потом работать в садике. Чтобы учиться на 4 и 5. Надя В

Пойду в школу чтобы учить буквы. Читать, писать. Заниматься математикой буду. Влада.

Пойду в школу когда мне будет 7 лет. Буду учиться писать, читать. Лера К

Не хочу в школу, надо будет рано просыпаться, а идти все равно надо.  Буду уроки учить, стихи, в спортзал ходить. Динар С.

В школу хочу. Я не знаю, учиться наверное.  Анюта Синцова

Да хочу. Буду учиться чтобы все узнать. Узнать много интересного Юля Т

Как видно из ответов детей главное для них,  это хорошо учиться,   в этом случае, по их мнению их не будут ругать, и будут любить.

Для ребенка очень важна потребность в одобрении со стороны взрослого. Назначение семьи для него – быть «эмоциональным тылом», источником безопасности,  поддержки и безусловности принятия самого себя. Дошкольник нуждается не в ярких игрушках, развивающих пособиях, изучении английского языка, который ему,  безусловно,  пригодится, но не сейчас, а в уважении к нему, его потребностям, понимании его радостей и горестей.  Ведь порой, желая получить похвалу взрослых, их любовь, дети вынуждены становиться «удобными» для них. Восприятие  ребенком  школы, формирование его внутренних мотивов напрямую зависит от ожидания родителей. При безусловном принятии родителями ребенка и поощрении его самостоятельности малыш активно овладевает способами, формами и критериями самооценки. Тогда же формируется самоценность  - ощущение собственной уникальности, восприятие себя хорошим и успешным человеком вне зависимости от сравнения с окружающими. Это она позволяет ребенку справится с учебными неудачами. И чем настойчивее родители будут стремиться сделать ребенка послушным, зависимым  от них  и от формальных норм поведения, тем в меньшей степени он осмелится на самостоятельность  как в поведении, так и в мышлении.

Ход мероприятия

 Упражнения  на развитие эмоциональной  и  социальной компетентности  ребенка 

¦ Игровые  упражнения  в парах «родительребенок».

Поиграем с руками друг друга: руки встретились, познакомились, подружились, поссорились, помирились, попрощались.

¦ Психологическая игра для всей семьи по типу лото с карточ кам.

Карточки читают взрослые. Ребенку предлагается решить, подходит эта фраза ему или нет, если да, ребенок оставляет кар точку у себя.

 

Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали.

Мне легко познакомиться  и  завести разговор с незнакомым мальчи ком или девочкой.

Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком.

Есть более старшие дети, которых я боюсь.

Я не люблю чистить зубы.

Я иногда ябедничаю на других детей.

 

 Упражнения   на   проявление   интеллектуальных   умений   и   инициативы   ребенка .

1.  

2.  Ответим друг за другом, в какое время года родился каждый из нас.

3. Невербальные загадки с движениями «Угадайте, в какое вре мя суток это бывает».

4.  Игра на умение устанавливать причинно-следственные свя зи «Закончи предложение».

5. Игра на способность к саморегуляции внимания, памяти «Да — нет»

 

Упражнение «Рисуем свое чувство».

Предложите родителям прислушаться к себе и определить то чувство, которое они ощущают в данный момент, попробовать под музыку нарисовать его, дать комментарий к своему рисунку. В та кое упражнение полезно вовлекать и ребенка.

Дети могут испытывать разные чувства: радость, удивление, раз дражение, обиду, страх. Объясните ребенку, что чувствовать — это нормально, но то, что мы делаем, движимые некоторыми чувства ми, не всегда хорошо. Отделяйте поведение ребенка от его чувств 102 и подсказывайте, исходя из ситуации, удачное действие, которое не задевало бы окружающих и не унижало бы самого ребенка.

 

Упражнение «Техника "Активное слушание" и форма "Явысказывание"».

Активное слушание позволяет не обесценивать чувства ре бенка, не показывать родительского превосходства, не подавлять его инициативы, напротив, выражать ему свое доверие. Например, увидев расстроенного сына в песочнице, мать говорит ему: «Ты очень огорчен тем, что мальчик взял без разрешения твою лопат ку...» или «Тебе очень грустно, потому что ты поссорился с маль чиком из-за игрушки...» или «Сейчас я вижу, как ты сильно рас строен...». Подобной фразой взрослый дает ребенку понять, что он знает о его чувствах и желаниях, понимает и признает чувства ребенка.

 Форма «Я-сообщения» позволяет честно выразить свое отно шение к поведению ребенка в безоценочной форме, сохраняя при нятие и показывая уважение к ребенку, например: «Я начинаю раздражаться, когда вижу на полу разбросанные игрушки».

 

Упражнение «Заменим оценочную форму обращения к ребенку на Я-высказывание»

Выполняя упражнение, важно уточнять, в чем видится родите лю оценочный характер сообщений.

1. Сколько раз приглашать тебя к столу, надоело повторять одно и то же.

2.  Не мешай мне разговаривать по телефону, займись чем-ни будь.

3. Когда ты берешь в руки мяч, тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?

4. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Каждый участник встречи получает на карточке текст выска зывания ребенка и формулирует вариант своего ответа, помогаю щий ребенку осознать чувство, возникающее у него в данной си туации.

 

Пример. Не хочу надевать это платье! — Ты не хочешь надевать это платье? Ты сердишься, что я предлагаю тебе его надеть? Оно тебе больше не нравится?

Варианты высказываний:

Ни за что не пойду завтра в детский сад.

Сережа ударил меня палкой. 

Света отняла у меня куклу.

Не хочу я ложиться спать, не буду.

 

Важно относиться бережно к чувствам ребенка, помогать и осоз навать их. Если этого не делать, то ребенок невольно получает опыт избегания своих потребностей, не овладевает способами об ращения с ними. Тогда ребенку остается либо «прятаться» за по слушание или безразличие, либо опираться в поведении на бурное упрямство и капризы.

 

1.  Наблюдайте за ребенком, обращайте внимание на то, какие чувства ему сложнее выразить, какие сложно предъявить, озвучить, какие чувства он подавляет, избегает?

 

2. Учите ребенка наблюдать за собой.

 

3. Чаще задавайте вопрос: «Что ты хотел(а) бы сейчас от меня?» Давайте тут же варианты ответов, например: «Может ты хочешь, чтобы я погладила тебя, пожалела, поцеловала, сказала что-то при ятное?»

 

4. Учитесь догадываться и формулировать нужные ребенку сло ва, которые его действительно поддержат, в которых он нуждается в данный момент.


«Готовность ребенка к школе» - это…

Развитые психические познавательные процессы: внимание, мышление, речь

Самостоятельность

Стремление узнавать новое

Широкий кругозор

Хорошо развитая речь

Умение общаться со сверстниками

Хорошее физическое и психическое здоровье

Умение читать

Умение писать.

Владение навыками счета

Произвольность поведения

Высокий уровень физического развития

12.

11.

10.

9.

8.

7.

6.

5.

4.

3.

2.

1.

«Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали»

«Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали»

«Мне легко познакомиться и завести разговор с незнакомым мальчиком или девочкой»

«Мне легко познакомиться и завести разговор с незнакомым мальчиком или девочкой»

«Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком»

«Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком»

«Есть более старшие дети, которых я боюсь»

«Есть более старшие дети, которых я боюсь»

«Я не люблю чистить зубы»

«Я не люблю чистить зубы»

«Я иногда ябедничаю на других детей»

«Я иногда ябедничаю на других детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первый раз в первый класс"

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости,  которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...

спортивный досуг для детей старшей группы и учениками первого класса "Джунгли зовут"

Спортивный досуг для детей старших групп детского сада и учениками первого  класса "Джунгли зовут"ЦЕЛЬ- учить детей сохранять и укреплять свое здоровье, формировать привычку ...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...

Презентация для родителей "Первый раз в первый класс"

Консультация для родителей об адаптации первоклассников к школе...

Советы для родителей, чьи дети идут в детский сад первый раз.

Несколько несложных советов для адаптации ребенка в детском саду....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет «Первый раз в первый класс»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет «Первый раз в первый класс» с учетом интеграции образовательных областей: «Коммуни...