Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе. Тема: «Экспериментирование»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Тема: «Экспериментирование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.sobr_.eksperementirovanie.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР Детский сад №5 «Золотой ключик»
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Тема: «Экспериментирование»
г. Стрежевой
2016 год
ХОД СОБРАНИЯ
В.: Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский.
Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Вова отделить фасоль от гороха – Настя предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир?),почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
В этом должны помогать и вы родители.
Средняя группа
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Семена растений | Хитрые семена | Познакомить со способами проращивания семян. Упражнять в навыках посадки. | Семена бобов, кабачков, земля, контейнеры, салфетка из марли. |
2. | Растения | Что любят растения? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | Два комплекта растения, картонная коробка, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности |
3. | Растения | Что любят растения? | Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
4. | Растения | Где прячутся детки? | Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения | Почва, лист, отросток растения. |
5. | Мех | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
6. | Гнездо птиц (на дереве) | Из чего птицы строят гнезда? | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель, ёмкость, палочки для размешивания |
2. | Вода | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
3. | Снег | Возьмем с собой снеговика. | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. |
4. | Воздух | Воздух повсюду | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги |
5. | Воздух | Воздух работает | Дать представление о том , что воздух может двигать предметами(парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
6. | Песок | Песочная страна | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши |
7. | Песок, глина. | Где вода? | Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Цвет | Разноцветные шарики | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели-цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. |
2. | Магнит | Ловись, рыбка, и мала, и велика | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. |
3. | Свет | Солнечные зайчики. | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала. |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Орган обоняния. | «Умный» нос. | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
2. | Орган осязания. | Отгадай на вкус. | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
3 | Орган слуха | Значение расположения ушей | Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Стекло. | Необычные кораблики | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). |
2. | Резина. | Узнай всё о себе, шарик. | Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления | Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос |
3. | Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой. |
Памятка
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
1. Во время купания. В ванной комнате разрешить играть: с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. ( Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром, или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2.Во время уборки. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
3. Во время поливки цветов. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
4. В ходе проведения ремонта. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
5. Однажды на кухне. Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка в наших руках». в средней группе
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Сформировать у родителей мотивацию...
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"
Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем ...
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Цель родительского собрания по данной тематике. Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами....
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментиров...
Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа)
Предлагаю Вашему вниманию конспект родительского собрания, направленого на формирование представлений родителей о способах нравственного воспитания детей с помощью сказок...
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Родительское собрание в средней группе на тему "«Экспериментирование детей в семье» Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериме...
Конспект родительского собрания "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Заинтерисовать родителей проблемой ознакомления с окружающим миром....