"Адаптация детей к условиям ДОУ"
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сентябрь, 2014 № 1 | «Адаптация детей к условиям детского сада» |
Тема выпуска «Адаптация детей к условиям детского сада» АНОНС
Впереди детский сад Что такое адаптация? Стр.1-3 * Как помочь ребенку адаптироваться к новым требованиям и коллективу? Стр. 3-4 * | Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Понятие адаптации включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из нежелание идти на занятия. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации. По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в учреждении, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования педагога. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с педагогом, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новыми требованиями, и с новым режимом, и с коллективом. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения предъявляемым требованиям затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с педагогом, детьми. Такие дети могут не реагировать на замечания педагога или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, и адаптируются лишь к концу первого полугодия. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Процесс физиологической адаптации ребенка также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели. Личностная, илисоциальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую ситуацию и достигается целым рядом условий. 2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. 3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия окружающих. Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в образовательном учреждении выступает его позитивное эмоциональное состояние. Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребёнка. Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематических занятий, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели). Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие. Как помочь ребенку адаптироваться к новым требованиям и коллективу?
2. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с учреждением, которое он посещает. 3. Отправлять ребенка на занятия лишь при условии, что он здоров. 4. Узнать режим занятий и скорректировать режим дня ребенка в соответствии с занятиями. 5. Повысить роль закаливающих мероприятий. 6. Познакомить малыша с детьми которые вместе с ним посещают занятия, организовать для них общий досуг (например, совместные прогулки после занятий). 7. Настроить малыша как можно положительнее на посещаемые занятия. 8. "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми. 9. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. 10. Не угрожать ребенку занятиями как наказанием за детские грехи. 11. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой. 12.Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне . 13.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до самостоятельных занятий и стал таким большим. 14. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. 15. Щадить его ослабленную нервную систему. 16. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. 17. Как можно раньше сообщить педагогу о личностных особенностях малыша. 18. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в учреждении. 19. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. 20. При выраженных невротических реакциях обратиться к детскому врачу.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»
Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....
Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации
познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их г...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»
В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.
В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....
Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО
Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО...