"Дошкольник и музыка"
статья по теме
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Дошкольник и музыка" | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОШКОЛЬНИК И МУЗЫКА
(сотрудничество дошкольного учреждения и родителей).
Автор: Рычапова Е.И., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МАДОУ ЦРР д/с № 131 г. Калининград
«…Ребенку музыка нужна для его
личностного развития и роста, нужна,
как вода и воздух…»
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Музыка в большей степени, чем какой-либо вид искусства, доступна ребенку. Рожденный младенец уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них, ведь известно, что первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, обращая главное внимание на создание благоприятных бытовых условий жизни малыша, мало заботимся о том, какую создаем для него звуковую среду. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
И вот результат: большинство подросших детей имеет слаборазвитое слуховое внимание, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат в аудио записях или с экрана ТВ.
У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, не желают и не умеют слушать хорошую музыку. Такие дети не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Искусство же позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.
Совсем еще крохой малыш слушает колыбельные песни, потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки. Но многие мамы признаются, что совсем не знают этих жанров, а поют малышам свои варианты современных песен. Это всего лишь одна маленькая проблема из тех глобальных вопросов, которые можно разрешить только посредством тесного сотрудничества между родителями и музыкальным руководителем. Это сотрудничество помогает нам привлечь взрослых к активному участию в развитии музыкальности их детей, дает возможность обмениваться опытом, обсуждать актуальные проблемы, поддерживать традиции детского сада и семьи, способствует более тесному сплочению всех членов семьи.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые наиболее результативные формы сотрудничества с родителями из опыта работы нашего дошкольного учреждения, направленные на развитие музыкальности дошкольников.
Музыкальный руководитель один раз в неделю в вечернее время выступает в качестве консультанта и проводит индивидуальные беседы по запросу родителей и один раз в месяц осуществляет общее консультирование по плану, с которым родителей знакомят в начале года.
Весьма полезны индивидуальные беседы с родителями поступивших детей в адаптационный период. В доброжелательном разговоре музыкальный руководитель знакомится, пытается выяснить отношение к музыке, сложившееся в данной семье, отношение родителей к роли музыкального воспитания в общем воспитательно-образовательном процессе. В ходе такой доверительной беседы выясняется, владеет ли взрослый игрой на каком-либо инструменте, какую музыку чаще всего слушает малыш, отношение родителей к семейным традициям, посещают ли взрослые вместе с ребенком детские концерты, театры.
И поверьте, среди родителей немало тех, кто искренне интересуется успехами своего ребенка, задает вопросы, предлагает помощь в организации мероприятий.
Музыкальный руководитель оказывает просветительскую помощь семьям через консультации, темами которых могут быть: «Баю-баюшки-баю», «Как организовать детский праздник дома?», «Домашний театр» и др.
Среди разных форм общения музыкального руководителя с родителями сохраняет свою популярность групповое родительское собрание. Наибольший интерес у слушателей вызывают такие темы выступлений, как «Праздник как чудо общения», «Развиваем абсолютный слух», «Чувство ритма. Важно ли это?». Особенный интерес вызывает просмотр итоговых музыкальных занятий или выступление детей в ходе собрания.
Одним из важнейших средств «общения» с родителями являются групповые информационные стенды с постоянно пополняющимся и обновляющимся материалом.
У входа в музыкальный зал находится непосредственно информационный стенд музыкального руководителя «Музыкальные горошины». Рекомендации по развитию музыкальности малышей, известное и неизвестное в мире музыки, интересные факты- все это отражено на «страничках» стенда.
Особенной популярностью пользуется рубрика «Спойте вместе с детьми». Неоднократно замечала, как мамы в ожидании ребенка, переписывали текст забытых ими песен. Детский репертуар прост для исполнения, вместе с тем это истинная музыка и удивительная поэзия. А ведь именно пение с детьми и для детей позволяет создавать у ребят определенный эмоциональный настрой, устанавливать контакт между детьми и взрослыми, развивать речь и эстетический вкус.
При организации совместной деятельности педагогов и родителей используются такие формы работы, как благодарственные письма, фотоальбом «Энциклопедия праздников» (своеобразная «летопись» культурно- эмоциональной жизни воспитанников группы).
Важнейшими формами взаимодействия детского сада и семьи являются формы, в которых предусмотрено непосредственное участие детей, развивающие не только отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействуют развитию отношений между семьями воспитанников.
Проведение в детском саду вечеров музыки, «Семейных гостиных» является хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Их тематика может быть самой разнообразной: «В гостях у детства», «Песни наших бабушек и дедушек», «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?», «Игры нашего двора» и др. На таких вечерах бабушки и дедушки могут показать подвижные игры своего детства, поиграть вместе с внуками. Главное, чтобы произведения, звучащие на вечерах, пробуждали высокое чувство прекрасного, объединяли поколения прародителей, родителей и детей, способствовали развитию родительских чувств.
Одной из самых интересных форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями и детьми в нашем дошкольном учреждении зарекомендовали себя семейные конкурсы. Очень запомнился конкурс «Наряжаем елку всей семьей», по условиям которого необходимо было выполнить восточный символ года - умного Кота или Кролика.
Выставленные в зале образы многочисленных домашних любимцев поражали своей неповторимостью, разнообразием материала - нитки и бумага, яичная скорлупа и шишки, фольга и ткань, мячи, тесто, замки и пуговицы. Надо было видеть, как дети выражали свой восторг, увидев среди котов свою единственную, самую лучшую игрушку. Все семьи- участники получили призы после защиты своей игрушки. На следующий день все эти многочисленные игрушки украсили нашу новогоднюю елку.
Важнейшей формой сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников в нашем детском саду считаются организации праздников. Ведь многие педагоги даже не представляют, какие возможности таит в себе праздник как общение детей и взрослых (в отличие от традиционного праздника - концерта детей). Еще в прошлом учебном году у нас прошли соревнования «Спортивная семья». В этот вечер в залах проводились конкурсы и состязания, в том числе и много музыкальных. Нас поразила реакция взрослых: они благодарили педагогов за то, что их не забыли, дали им возможность посостязаться, пообщаться.
Оглядываясь на опыт прошлых лет своей деятельности, хочу призвать коллег как можно активнее привлекать родителей к организации, проведению, анализу праздничных мероприятий, не приучать их к роли пассивного наблюдателя. На подготовительном этапе работы целесообразно поделиться с родителями своими творческими идеями, обговорить детали, привлечь их к оформлению музыкального зала, созданию костюмов, корректно распределить роли в соответствии со сценарием, исходя из индивидуальных особенностей и личных пожеланий взрослых.
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь- с родителями. Такие контакты помогают установить праздники в детском саду.
Среди наших взрослых огромное число творческих, талантливых, одаренных людей.
Как замечательно справляются с ролью Деда Мороза некоторые папы, причем, прекрасно поющие и танцующие.
А какой восторг написан на лицах ребят, когда их мамы легко и грациозно пляшут «Цыганочку», бабушки - раздольную «Барыню», а папы - удалую «Лезгинку». Приятным сюрпризом для самих ребят становятся исполненные их мамами частушки- поздравления, участие родителей в сюрпризных моментах, сценках- драматизациях. А какое счастье и удивление испытывает малыш, когда в восточной красавице узнает свою старшую сестру (которая уже много лет занимается хореографией и преподнесла танец в качестве сюрприза).
Есть в практике нашего детского сада летний экологический праздник, когда даже автобус для выезда и выбор места на берегу Калининградского залива был организован силами родителей. Все роли исполняли тоже мамы и папы. Окруженный танцующими русалками из камышей залива появлялся добродушный Водяной. Защищая покой леса, хитрила и проказничала Кикимора, конечно же, не без помощи Бабы Яги и Лешего. Эти взрослые сами признавались потом в остро проявившейся способности понимать эмоциональное состояние и чувства детей.
Для того чтобы в памяти ребенка и семьи сохранились воспоминания о совместном празднике в детском саду, предлагайте взрослым вместе с детьми в домашних условиях оформить фотоальбом, или запечатлеть в рисунках, стихах самые яркие воспоминания о празднике.
Старайтесь побуждать родителей постоянно интересоваться музыкальным искусством, ходить на концерты, сценические постановки, общаться с творческими людьми, искать новые видеозаписи, интернет- сайты. Чем грамотнее в данном вопросе будут взрослые, тем больше они смогут передать своим детям.
Пусть родители не забывают ходить на концерты вместе с детьми. Поход ребенка на концерт с группой детского сада хорош, но для более адекватного восприятия гораздо лучше, когда ребенок чувствует заинтересованность своих родителей, может с ними поделиться впечатлениями, задать вопрос, а может быть решиться на семейном совете на занятия музыкой - ведь это, оказывается, так красиво и интересно.
Истинная музыка- это источник духовного насыщения ребенка. Если с раннего детства он имеет возможность слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Пусть музыка станет частью повседневной жизни наших детей и дома и в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"
Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...
Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»
Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....
Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
"Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Небольшое сообщение о проделанной работе за 2011-2012 учебный год музыкального руководителя...
Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....