Гендерный подход в процессе организации сюжетно - ролевых игр детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа) на тему
Выявлять особенности проявления интересов девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod_v_protsesse_organizatsii_syuzhetno_-_rolevyh.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы
дошкольного образования «Детский сад»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А. И. Дырина п. г. т. Балашейка муниципального района
Сызранский Самарской области
Консультация для родителей на тему:
«Гендерный подход в процессе организации
сюжетно – ролевых
игр детей дошкольного возраста»
Выполнил:
воспитатель
СП «Детский сад» ГБОУ СОШ
п.г.т. Балашейка
Зиновьева Т. Н
2017 год.
Гендер - система культурных и социальных норм, предписываемая обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом, иначе говоря, социокультурная модель мальчика и девочки, мужчины и женщины, определяющая их поведение и отношение к другим людям, положение и роль в социуме (семье, культуре, образовании, экономике и пр.). Гендер нередко рассматривается как социальный или социально-психологический пол человека, который в отличие от биологического не является врожденным, а формируется в процессе социализации личности, ее воспитания и образования. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной — значит выполнять гендерные роли, заданные обществом нормы и правила поведения, соответствующие своему биологическому полу.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания.
Период дошкольного детства – это период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.
Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе, (оно оказалось абсолютно равным), изучив их психологические особенности, я заинтересовалась данной проблемой.
Чтобы выявить особенности игровых интересов старших дошкольников я провела исследование.
Цель исследования: выявить особенности проявления интересов девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в игре, и как игровые интересы детей проявляются в игровой деятельности согласно полоролевой принадлежности.
В связи с выделенной целью мною были определены следующие задачи:
- Выявить представления старших дошкольников об их полоролевой принадлежности.
- Выявить особенности игровых интересов и игровых умений мальчиков и девочек.
Для решения поставленных задач мною проводились беседы с детьми: «Мальчики и девочки», «Игровые интересы детей». «Профессии моих родственников», где мальчики рассказывают про профессии пап, девочки про мам, а также наблюдения за их игровой деятельностью. В процессе исследования было выявлено, что дети полностью осознают свою гендерную принадлежность.
В ходе наблюдения фиксировались игровые предпочтения детей: в какие игры предпочитают играть, с кем предпочитают объединяться в игры, характер взаимоотношений. Анализ полученных результатов показал следующее: Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны. У девочек преобладают социально - бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек.
Мальчики играют в «Военных», «Спасателей», «Пожарных», «Вертолетчиков». У девочек большинство игр связано с семейно-бытовой тематикой: «Дочки - матери», «Показ мод», «Детский сад», «Салон красоты», «Ателье».
Работу по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). В ходе беседы дети учились выделять главные качества девочек и мальчиков, сравнивали поведение детей в группе. Необходимо рассказать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье.
При организации игровой среды использовала гендерный подход. К данной деятельности были привлечены родители группы. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, изготовили дорожные знаки и дома для игр с машинами. Мамы сшили для сюжетных игр красивые тематические костюмы: моряки, продавцы, дорожный инспектор, парикмахер.
При руководстве сюжетно - ролевой игрой я не стараюсь организовывать чисто игру для мальчиков или девочек. Ребёнок имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. При воспитании мальчиков и девочек в процессе сюжетно – ролевых игр важной задачей является преодоление разобщенности между ними, в процессе которых дети действуют сообща, в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Вся проводимая работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
Направляя игру детей, я старалась бережно относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнёров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.
Так, например, игра «Ателье». Девочки выступают в роли швеи, закройщицы, модельера. Они с удовольствием строчат на швейных машинках, снимают мерки. Но, как известно в современном обществе мужчины и женщины могут заменять друг друга практически во всех сферах деятельности, поэтому мальчики в этой игре также могут выступать в роли модельера, закройщика. В процессе игры девочки больше уделяют внимания подбору деталей, любят украшать игровое пространство, использовать различные атрибуты для создания игрового образа. Девочки бережно раскладывают перед собой ткань, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Что же касается мальчиков. Они чаще опираются на дальнее зрение, мальчики более подвижны используя при этом все окружающее их пространство. Мальчики предпочитают организовывать свою игру с помощью технических игрушек.
В игре «Мы военные» главная роль отводится мальчикам. У них проходят боевые учения, мальчики распределяют роли, кто-то из них выступает инструктором и надевает офицерскую фуражку, остальные курсанты. Мальчики с удовольствием надевают военную форму. Девочки в этой игре выполняют роль медсестры, связистки, повара. Они оказывают медицинскую помощь раненым, делают перевязки, искусственное дыхание, помогают раненым дойти до госпиталя. Передают секретную информацию, кормят солдат. В данной игре мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, учатся преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Игра дает им возможность проявить мужество, выдержку. У девочек же в этой игре проявились такие качества как: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать.
Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевую игру «Улица». Мальчики – сотрудники ГИБДД, помогают пешеходам (в роли которых выступают девочки), пройти через дорогу, предупреждают об опасности. В процессе этой игры у мальчиков проявляются такие качества -отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого. Девочки же надеются на защиту и помощь мальчиков.
Также дети очень любят играть в игру «Показ мод». В этой игре главная роль отведена конечно же девочкам – нашим модницам. Девочки выступают в роли моделей, показывают свои наряды, созданные с моей помощью. Мальчики - это зрители, журналисты фотографы. В этой игре девочки реализуют потребность нравиться окружающим и быть красивой. А мальчики учатся восхищаться красотой девочек, ухаживать за ними.
Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.
Таким образом, можно сказать, что только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода к игровой деятельности детей будет способствовать формированию гендерной принадлежностью каждого ребёнка во всём её разнообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в процессе организации сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста
Значимое условие для формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей дошкольного возраста...
"Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста."
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии р...
Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие сюжетно-ролевые игры, которые создают сами дети. Дошкол...
Сюжетно - ролевая игра детей дошкольноговозраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.
Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...
Создание развивающей среды, как условие организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впеч...
Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды как условие организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста"
Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впеч...
Проектная работа Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей дошкольного возраста в младшей группе»
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игр...