Гендерный подход в процессе организации сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Значимое условие для формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_u_menya_horosho_poluchaetsya.docx | 15.49 КБ |
eto_u_menya_horosho_poluchaetsya.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в процессе организации сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
(2слайд)Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье. Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе, (где количество мальчиков в два раза превышает количество девочек ), изучив их психологические особенности, я заинтересовалась данной проблемой.
(3слайд) Значимое условие для формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
(4слайд)Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры является формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием является ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры.
(5слайд)При организации игровой среды я использую гендерный подход.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности ,более успешно, если соблюдается ряд требований. И у меня это хорошо получается . В частности, я как воспитатель:
· (6слайд)понимаю специфические задачи игры;
· осознаю развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;
(7слайд)я стараюсь избегать позиции учителя, предпочитая позицию «играющего », не допускаю негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;
(8слайд) Во время организации игры ориентирую мальчиков и девочек на ролевой выбор в соответствии со своим полом, акцентирую внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;
·я стараюсь организовывать сюжетно-ролевую игру в небольших разнополых группах (два-три ребёнка).
(9слайд) Зная особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста, стараюсь развернуть сюжет игры так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.
(10слайд) При руководстве сюжетно - ролевой игрой я не стараюсь организовывать чисто игру для мальчиков или девочек. Ребёнок имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. (11слайд) Поскольку дети недостаточно хорошо умеют играть вместе - дополнять, а не дублировать друг друга - воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.
(12слайд) При воспитании мальчиков и девочек в процессе сюжетно – ролевых игр важной задачей является преодоление разобщенности между ними, в процессе которых дети действуют сообща, в соответствии с гендерными особенностями.
(13слайд) Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Вся проводимая работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
(14 cлайд) Направляя игру детей, я старалась бережно относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнёров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.
(15слайд) Анализ полученных результатов показал следующее: игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны
(16слайд) Таким образом, можно сказать, что только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода к игровой деятельности детей будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребёнка во всём её разнообразии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Различие игровых особенностей мальчиков и девочек Мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты используют игрушки в неограниченном пространстве важно наличие разнообразной предметно-игровой более конфликтны ролевые действия направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе ролевые действия разнообразнее Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы используют игрушки в ограниченном пространстве более склонны к конкретике менее конфликтны ролевые действия социально-ориентированные, носят культурно-ценностный характер ролевые действия более продуманны
Полоролевая предметная среда девочек мальчиков
Задачи: научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения. развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий « лечить, готовить обед, накрывать на стол». поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров; формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Полоролевое воспитание –это освоении таких качеств, как уважение, дружба между детьми разного пола, в осознании ими соответствующих норм и представлений, в становлении доброжелательных и положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками. Гендерное воспитание – обозначает воспитание в соответствии с гендерной ролью « Половое воспитание – это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни»
Организация совместных игр мальчиков и девочек способствует освоению полоролевой модели поведения, способов взаимодействия с представителями противоположного пола, формированию дружеских взаимоотношений .
И.С. Клецина «Половое воспитание - это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни»
У девочек проявляется больший интерес к установлению межличностных отношений, в центре их внимания — человек и сфера его непосредственного бытия . В сюжетно-ролевой игре У мальчиков — деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач, предметам и явлениям, порой весьма далеким от того, что входит в круг их жизнедеятельности
«Солдаты» « Супер-герои » «Роботы» «Летчики» «Автобусы» «Гаражи»
«Салон красоты» «Больница» «Ателье» «Магазин» «Дочки-матери» «Принцессы»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в процессе организации сюжетно - ролевых игр детей дошкольного возраста.
Выявлять особенности проявления интересов девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в игре....
"Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста."
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии р...
Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие сюжетно-ролевые игры, которые создают сами дети. Дошкол...
Сюжетно - ролевая игра детей дошкольноговозраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.
Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...
Создание развивающей среды, как условие организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впеч...
Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды как условие организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста"
Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впеч...
Проектная работа Тема: «Организация сюжетно ролевой игры детей дошкольного возраста в младшей группе»
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игр...