Невероятные открытия Маши
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Сергиенко Ирина Валериевна

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментально - исследовательской деятельности: с проведением практических опытов в игровой форме, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Невероятные открытия Маши45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по познавательному развитию  в подготовительной  к школе группе

 

« Невероятные

открытия Маши».

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №7»

х.Протоцкие

Красноармейского района

Сергиенко И.В.

ЦЕЛЬ: Развитие интересов детей, развитие любознательности и познава-

              тельной мотивации ; формирование первичных представлений

              о свойствах объектов окружающего мира, способствовать прояв-

              лению интереса детей к поисково- исследовательской деятель –

              ности.

ЗАДАЧИ: Расширять представления детей о свойствах воды. Учить

детей проводить несложные опыты с водой. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; мышление, внимание, память, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развитие умения детей приобретать знания посредством практических опытов и умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме. Систематизация занятий детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира ( бумага, песок, вода, магнит ); закрепление знаний детей о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.

МАТЕРИАЛ: бумажные цветы, баночки с водой, кусочки льда, ёмкости с сухим песком и мокрым, трафареты, скорлупки грецких орехов ,металлические предметы, магниты, бумажные салфетки, маркеры цветные, кусочки картона.

Предварительная работа: Беседы о воде, её роль в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», « Разрезные картинки»; чтение художественной литературы по теме «Вода»; наблюдения за водой на прогулке.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте дружно встанем в круг и возьмём друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем-

Ждёт нас опыт, наблюденье.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы хотите совершить путешествие? Тогда приключения начинаются.

В одной семье жила- была девочка Маша. С утра до вечера было только и слышно: - « А почему солнышко светит?»

- « Почему цветы цветут?»

-«Зачем наступает день и ночь?»

- « Почему утром на листьях роса?», и так весь день. Уморила Машень-

ка всех своим постоянным «Почему?», и решила отправиться в путешествие познавать мир. Наступило утро, Маша тихонько отворила калитку и пошла открывать мир.

                              ОПЫТ №1

    Выйдя за калитку, Маша по тропинке пошла в лес. Около леса был большой пруд, в нём плавало много загадочных цветов. Солнышко уже начало выходить и Маша увидела как раскрываются эти прекрасные цветы.

- Как они называются? ( КУВШИНКИ)

-А где растут кувшинки? ( ПРУД, РЕЧКА, ОЗЕРО)

- Ребята, посмотрите, у вас тоже есть кувшинки.

- Из чего они сделаны? ( ИЗ БУМАГИ)

- Ваши кувшинки ещё не раскрылись, что же нам нужно сделать, чтобы цветы раскрыли свои лепестки?

         ( Их нужно положить в воду)

- Ребята, опустите, кувшинки в воду, и мы понаблюдаем, что с ними произойдёт.

         (Ребята опускают кувшинки в пруд и наблюдают)

- Смотрите, смотрите, наши кувшинки тоже распускаются.

- А как вы думаете, почему это  происходит?

        ( Лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает,

         становится  постепенно тяжёлой ).

                          ОПЫТ №2

- Посмотрела Маша на чудесные цветы, полюбовалась ими и тут вдруг на берегу она увидела маленьких черепашек, которые ползали по песку.

- Ребята, давайте поможем черепашкам. Возьмите по одной черепашке и помогите им перебраться в воду.

                 ИГРА « ЧЕРЕПАШКИ»

Черепашки- малыши

Ещё очень слабы

Нужно очень постараться

Помочь им до воды добраться.

( Сдуть со стула скорлупки грецких орехов так, чтобы они упали в воду- таз с водой).

- Отправилась Маша дальше в путь, но тут вдруг нависла над лесом огромная туча и пошёл дождь. Поднялся сильный ветер. Машенька сильно испугалась и спряталась под деревом

                               ОПЫТ№3

- Я предлагаю вам тоже устроить дождик. Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю её крышкой с дырочками и ещё мне надо положить лёд сверху крышечки. Помогите мне, пожалуйста, положить дёд на крышечку.

- Давайте понаблюдаем, что же произойдёт?

                 (У нас в баночке пошёл дождь).

- А как вы думаете, почему?

- Правильно, лёд тает от тёплого воздуха, и в отверстие  в крышечке стекает талая вода.

-Прошло некоторое время и дождь закончился.

( На столе только ёмкости с сухим песком , с мокрым стоят отдельно. Под деревом около Маши половину сухого и половину мокрого).

                           ОПЫТ№4

Снова появилось солнышко. Машеньке стало совсем скучно, она подумала, чем бы ей заняться и тут, вдруг посмотрела вниз и увидела песок. Ей захотелось порисовать на песке с помощью трафареток, которые она всегда носила с собой. Маша взяла трафарет и стала рисовать.

- Ребята, возьмите по трафарету и порисуйте вместе с Машенькой.

( Дети рисуют на сухом песке).

-Какие красивые рисунки у вас получаются. Но вдруг подул ветер и все рисунки исчезли. Маша очень удивилась и снова начала рисовать. Потом опять подул ветер и всё исчезло. Как же так- удивилась Маша.

- Ребята, а вы сможете объяснить Маше, почему пропадают её рисунки?

        ( Песок сухой, поэтому рисунки сдувает ветер).

- Правильно, но Маше очень хотелось, чтобы её рисунки надолго оставались видны на песке. Как же ей помочь?

      ( Ей нужно выйти из- под дерева,  найти мокрый песок и рисовать там).

- Давайте и мы попробуем на мокром песке рисовать.

- Подул ветер……… и наши рисунки остались целы.

- Здорово! Обрадовалась Машенька.

- Ребята, а почему так происходит? На мокром песке рисунки остаются, а  на сухом нет?

          ( Потому что, когда песок мокрый, он может принимать любую

           форму ).

- Правильно, ребята, мокрый песок может принимать любую форму. Какие вы у меня молодцы, всё знаете. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Очистите салфетками руки, и  мы продолжим наше путешествие.

ФИЗМИНУТКА:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре-

Полетели, закружили…

( имитация движений)

- Машенька решила идти дальше. После дождя на дороге, по которой она шла образовалась большая лужа. Маша заглянула в неё и увидела своё отражение и тут у неё с головы, прямо в лужу упала заколка, как же её достать? Ведь лужа была глубокая, и после дождя в ней было много веточек, которые упали с дерева.

                            ОПЫТ № 5

Возьмите ребята стакан с водой, опустите в стакан скрепку

  • Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке вверх. Что произошло?
  • ( Скрепка следует за магнитом и поднимается в верх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку легко достать не замочив рук. Почему это произошло?

Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.)

  • Шла, шла Маша дальше и увидела перед собой огромную каплю , которая была на цветке и не падала.

                                    ОПЫТ № 6

   Накройте стакан с водой куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите  руку, картонка останется на месте и вода из стакана не выливается. Почему?

( Давление воздуха: оно действует на картон снаружи с силой, которая, гораздо больше, чем вес воды в стакане).

И тут Маша посмотрела на небо и увидела радугу.

                                 ОПЫТ № 7

Давайте и мы с вами сделаем радугу. Возьмите полоску бумаги, нарисуйте цветными маркерами небольшие точки и опустите  в воду, не касаясь точек ( вода будет подниматься вверх, образуя радугу).

Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и удивительный мир, но день подходил к концу и нужно было возвращаться домой. Давайте с Машей попрощаемся, но прежде объясним ей, что нельзя одной уходить из дома без взрослых. Так как на улице нас может ждать много опасностей.

( Дети прощаются с Машей).

  • А теперь давайте вернёмся в детский сад.

Дети подходят к столу, на котором лежат: бумажная кувшинка, ёмкость с сухим и мокрым песком, вода со льдом, магнит и металические предметы.

Подведём итог нашего  путешествия.

  1. Почему распускаются кувшинки?
  2. Почему образуются капельки воды?
  3. Почему остались следы на мокром песке?
  4. Почему скрепка прилипает к магниту?
  5. Почему вода не выливается из стакана?

( Дети отвечают на вопросы  и делают свои выводы).

-

                               

                    \


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Невероятные открытия утенка Тима»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности....

НОД опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Невероятное путешествие Маши и Медведя»

В занятии дети узнают о свойствах воды, выполняют поисковые действия...

Конспект открытого занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Невероятные открытия Лунтика»

Цель:- развитие любознательности и познавательного  интереса. Задачи:- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования...

Од Невероятные открытия утенка Тима

Од Невероятные открытия утенка Тима...

2019 г.«Невероятные приключения Маши и Медведя в стране знаний» для всех групп детского сада.

2019 г. «Невероятные приключения Маши и Медведя в стране знаний» для всех групп детского сада....

Открытое занятие «Невероятное путешествие в сказку»

Связная речь является не­отъемлемой составляю­щей не только речевого развития, но и онтогенеза ребенка в целом. Она отражает логику мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и адек...

Технологическая карта НОД "Невероятные открытия утенка Тима" для средней группы

Воспитатель: Максимова Александра АнатольевнаОбразовательные области: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.Тема НОД: «Невероятные открытия утенка Тима»...