Развитие речи в дошкольном возрасте - разговариваем и играем вместе с ребенком.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Беневольская Татьяна Борисовна

Развиваем речь ребенка - игровые упражнения и практические рекомендации для родителей детей раннего и дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Психическое развитие ребенка второго и третьего года

  • Поощряйте любознательность ребенка, но при этом помните о его безопасности;
  • как можно чаще озвучивайте свои бытовые действия в поле зрения ребенка;
  • поощряйте словотворчество ребенка, но при этом не искажайте собственную речь;
  • чаще создавайте для ребенка ситуацию выбора из нескольких предметов (но не более 3-4) и ситуацию подтверждения словом своего выбора;
  • давайте ребенку простые (односложные) поручения: положи, дай, принеси, поставь, выброси, сядь и т.п.;
  • чаще общайтесь с ребенком «на одном уровне» - глаза в глаза;
  • в совместной игре с ребенком проявляйте искреннюю заинтересованность и эмоциональность;
  • следите за интонацией своего голоса и в игре с ребенком расширяйте свой интонационный репертуар;
  • показывайте ребенку простые действия с игрушками, например: Мишка или Кукла ходит, разговаривает, ест, поет, причесывается, моет руки, пляшет и т.п.;
  • в совместной игре с ребенком озвучивайте игровые действия с предметами и с улыбкой вовлекайте ребенка в игру;
  • вместе с ребенком сравнивайте две игрушки – большую и маленькую;
  • прячьте игрушку и находите ее вместе с ребенком;
  • вместе с ребенком наблюдайте на прогулке за движущимися объектами и обязательно озвучивайте то, что наблюдаете;
  • подражайте голосам зверей и птиц; стремитесь к тому, чтобы ребенок повторял за вами и отвечал на ваши вопросы;
  • рассматривайте вместе с ребенком дома предметы быта и четко произносите их название;
  • задавайте ребенку простые вопросы (например, кто это? что это? где? куда?) и добивайтесь активного ответа на них, ведь вопросы стимулируют мыслительную деятельность;
  • рассматривайте предметные картинки для обогащения словаря ребенка (но не более 7-8 картинок за один раз);
  • рассматривайте картинки, где знакомые ребенку живые объекты или предметы действуют, например, мячик катится, киска умывается, девочка ест, зайка прыгает и т.д.;
  • постепенно вводите в оборот ребенка слова «еще», «да», «нет»;
  • выполняйте различные упражнения для развития  у ребенка мышц лица и губ.


Предварительный просмотр:

Можно ли помочь

развитию речи

ребенка?

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько

игровых упражнений

для развития мышц лица ребёнка,

а также для развития речевого дыхания

и слухового восприятия

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Гимнастика для развития мышц ротовой области,

губ и языка ребенка

Вы можете иногда вместе с ребенком:

  • Снимать капельку с ложки языком;
  • облизывать ложку;
  • облизывать языком губы;
  • сплевывать с губ крошки, бумажки;
  • сплевывать изо рта бумажку, ниточку, зернышки;
  • облизывать блюдце;
  • пить из трубочки;
  • высовывать перед зеркалом язык;
  • строить перед зеркалом смешные рожицы.

(конечно, это не очень эстетично, но чрезвычайно полезно)

Развитие речевого дыхания

Вы можете вместе с ребенком:

  • Дуть на комочек ватки, бумажку, перемещая их по столу (дуть надо не сильно, но продолжительно, выдыхая через рот);
  • дуть на бумажную бабочку или самолетик на ниточке, приводя их в движение как можно дольше;
  • сдувать несколько комочков ваты на столе в одно место;
  • дуть на дымок из папиросной бумаги (например, из трубы в картонном домике);
  • дуть на бумажное окошко в домике (открывать окошко);

  • дуть на пламя свечки (задувать);
  • дуть на одуванчик, дуть на кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами на воде;
  • дуть в воду через соломинку;
  • дуть на бумажную расческу с тонкими легкими зубцами (лучше зубцы сделать из папиросной бумаги);
  • дуть на конфетти так, чтобы они не разлетались по воздуху, а только немного передвигались по столу
    с места на место, как маленькие букашки.

Развитие слухового восприятия

В общении с ребенком и при чтении книжек:

  • Усиливайте различные интонации - вопрос, восклицание, подчеркивая радость, испуг, удивление, злость и т.д.;
  • меняйте темп своей речи (спокойно, быстро, медленно);
  • говорите и громко и тихо, а также – шепотом;

Учите ребенка:

  • Узнавать звучание музыкальных игрушек (колокольчик, барабан, металлофон, бубен, дудочка и т.д.);
  • узнавать различные звуки (например, скрип двери, топот ног, хлопки в ладоши, стук ложки
    о чашку, шуршание бумаги и т.д.);
  • узнавать голоса людей и животных;
  • слушать эхо и «разговаривать» с ним, а также - говорить шепотом.


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития точных движений пальцев рук

или

Что можно делать вместе с ребенком старшего дошкольного возраста:

  • Раскрашивать картинки цветными карандашами
  • вырезать ножницами из бумаги и тонкого картона
  • рисовать красками и мелками
  • выполнять различные аппликации
  • лепить из пластилина и теста
  • раскатывать тесто двумя руками (и каждой рукой поочередно)
  • играть в мелкую мозаику (в том числе собирать изображения по заданному образцу и собственному замыслу)
  • собирать различные поделки из средних и мелких деталей конструктора Lego по собственному замыслу и с помощью взрослого по определенному образцу (схеме)
  • перебирать и сортировать различные зерна (например, фасоль, горох), крупу (рис, гречку, пшено и т.д.)
  • стирать небольшие вещи (свои платочки, носочки, одежду куклы и т.д.)
  • развешивать выстиранные вещи с помощью прищепок
  • выжимать и выкручивать белье
  • гладить утюгом небольшие вещи
  • расчесывать волосы и заплетать косы кукле
  • мыть и вытирать посуду (чашки, блюдца, стаканы, небольшие тарелки, ложки)
  • шить иголкой с ниткой, в том числе пришивать пуговицы
  • нанизывать бусины  и пуговицы на ниточку
  • учиться вышивать
  • учиться вязать на спицах и крючком
  • чистить и резать на доске овощи и фрукты
  • учиться выжигать, выпиливать и т.п.
  • учиться использовать инструменты  (небольшой молоток, отвертку, плоскогубцы, маленький шуруповёрт и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через экологические игры"

Развитие речи детей  – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

«Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы:   в  раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём г...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В консультации описаны разработанные методические пособия, помогающие в работа е с детьми....

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью ...