«Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
учебно-методический материал по развитию речи
Актуальность темы: в раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ф.А. Сохин
Тема самообразования: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Актуальность темы: в раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Цель данной работы – создание социальной ситуации для речевого развития детей 2-3 летнего возраста посредством дидактических игр.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Изучить литературы по данной теме.
- Обогатить активный словарь
- Изготовить дидактические игры
-Подготовка консультаций для родителей по данной теме.
-Изготовление папок-передвижек.
-Составление картотек дидактических игр по речевому развитию.
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап –практический. Составление картотек для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 2-3 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста:
- Игровой метод
- Наглядный метод
- Практический метод
-Словесный метод
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Ожидаемый результат:
- Обогащение словарного запаса детей
- Во влечение родителей в проблему развития речи детей
- Пополнение методической копилки
- Обогащение опыта по проблемной тематике.
Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020 учебного года.
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | Октябрь | Изучение методической литературы по теме: 1.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение» 2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение» 3.В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». 4.Е.Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета» 5.С.Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение» 6.О.Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград. 7.А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение» 8.М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998 9.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996 10.Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009 11.Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» 12.Под редакцией С.Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» |
Практический этап | |||
3. | Сбор материала для педагогической копилки. | в течение года | Папка –копилка, сайт воспитателя. 2.Картотека сюжетно-ролевых игр 3.Картотека пальчиковых игр 4.Логопедический кейс на тему «Осень» 5.Наглядно-дидактическое пособие 6.Подборка методической литературы (15 пособий в эл виде) 7. Карточки Домана (более 30 тем) |
4. | Работа с детьми: совместная и самостоятельная деятельность детей в группе. | Октябрь – Май | 1.Проведение диагностики речи детей 2. Составление перспективного планирования дидактических игр по месяцам(на уч год) 3. Развлечение «Колобок» 4.Открытый показ дидактической игры для родителей «Колобок в гостях» 5.Использования кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей. Темы кругов Луллия: А) «Цвета» Б) «Малыши» Темы лэпбуков: А) «Осень» Б) «Зима» Темы настольно-печатных игр А) «Детеныши и мамы» Б) «Зоопарк» В) «Кто, где спрятался?» Г) «Кто, что ест?» Д) «Съедобное и не съедобное» Е) «Подбери заплатку и объясни» Ж) «Профессии» З) «Чей домик» И) «Какое дерево?» 6.Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики: крышки, потешки, цвета, лето, зима, осень, еда. |
5. | Работа с родителями: 1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики) 2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы 3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание. | Октябрь – Май | 1.Оформление речевого уголка 2. Анкетирование 3. Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей третьего года жизни» 4.Консультация «Игры по развитию речи для детей 2-3 лет» 5.Консультация «Речевое развитие детей до 3 лет» 6.Родительское собрание «Речь ребенка 2х-3 х лет» 7. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников. 8.Буклет «Особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста» 9. памятка «Как нужно общаться с малышом?» |
Рефлексия | |||
7. | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет: https://www.youtube.com/watch?v=iyf-zt8TnYY https://www.youtube.com/watch?v=rNAHtfkDpdk https://www.youtube.com/watch?v=1POJbYt69f8 2)Просмотр вебинаров в сети интернет: А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты» https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU Д) Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM 3)Участие в медианарах, вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений. 4)Показ открытого занятия (по плану детского сада) 5) Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи ребенка в игре» 6) Буклеты: «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики», «дидактические игры и занимательные задания по развитию речи» 7) Отчет по теме самообразования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-265833-1371126309.jpg)
Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1166555-1570557170.jpg)
Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1012956-1521528096.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В консультации описаны разработанные методические пособия, помогающие в работа е с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334516-1621531697.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/05/picture-1454037-1696474147.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)
Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/23/picture-1503008-1703343192.png)
План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...