Семинар-практикум для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста"
материал (младшая группа) на тему
Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста.
Дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Ознакомить родителей с развивающими играми для развития речи детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
(для родителей детей раннего возраста)
«Речевое развитие детей раннего возраста»
Подготовила: Тельнова Н.А
План:
1. Приветствие.
2. Общая характеристика раннего возраст от 1 года до 3 лет.
3. Особенности развития речи детей раннего возраста.
4. Развивающие игры для развития речи детей раннего возраста.
5. Рефлексия.
Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста.
Дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Ознакомить родителей с развивающими играми для развития речи детей раннего возраста.
Задачи: убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.
Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.
Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста.
Рассказать о значении игры и развитии ребенка.
Предоставить информацию об игровых формах развития речи.
Материал: куб с обобщающимися картинками, предметные картинки, развивающие игрушки (выставка), игрушки для развития дыхания, пальчиковые игры, кубики 4 основных цветов, лото, мозаика, шнуровки, игрушки с прорезями.
Ход семинара
Добрый вечер, Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитие ребенка, поэтому мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня мы поговорим о развитии речи детей раннего возраста.
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.
Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.
Значение игры в развитии ребенка
Многие психологи и педагоги считают, что игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка- дошкольника.
Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.
Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предполагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.
А сейчас мы с вами проверим, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. У меня есть три помощника, которые мне в этом помогут. (Приглашаю 3 родителей).
Упражнение «Чтение сказки»
«Курочка ряба»
Инструкция для интерактивного общения. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему? »
Особенности развития речи детей раннего возраста. На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития речи. К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу), а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас.
Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных ситуациях.
Есть игры, которые помогают развивать речь детей. Вот некоторые из них.
Игра «Кто как кричит»
Цель: Побуждать ребенка произносить разные звуки.
В процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребенок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать в их домик и попросить ребенка показать звуком разных животных. Какого животного ребенок показал, тот и «выходит» из домика.
Тем, самым мы упражняем детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний. Способствуем развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: закрепление представлений о цвете и использование в речи детей.
Воспитатель предлагает детям подобрать к каждому цветку серединку-кружочек такого же цвета.
Игра «Игры-загадки»
Цель: расширение словарного запаса детей , умение узнавать и находить знакомы предметы.
Самые простые игрушки ставим на стол и загадываем самую простую загадку.
Воспитатель загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т.д. ребенок должен найти картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Можно изменить условия педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.
Игра «Покажи где?» ( игра-инструкция)
Цель: совершенствовать понимание речи, учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги(в, на, у, за, под), развитие внимания.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на игрушку, которая стоит на столе затем спрашивает: «Где игрушка (зайчик)?». Ребенок должен ответить: «На столе», воспитатель убирает игрушку в другое место например под стол и т.д.
Игра «Мишка»
Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Развивать умение отвечать фразами.
К детям приходит Мишка (или другая игрушка его держит воспитатель). Мишка задает вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч.» и т.д.
Развитие мелкой моторики
Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму. Начинать лучше с простого «зайка», «коза» и т. д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить и т. п. Так же мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, сортирует мелкие предметы.
Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры (несколько пальчиковых игр)
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.)
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становиться большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел-
Стал он тонкий и худой.
(все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Для развития речи необходимо учитывать особенности возраста. Находиться с ребенком в постоянном контакте, разговаривать, общаться, поддерживать речь ребенка, хвалить за успехи, быть эмоциональными, выразительными. И мы вам рекомендуем использовать игры с детьми для развития речи в свободное время.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Семинар-практикум для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие детей раннего возраста» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ...
Семинар - практикум для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста"
Семинар - практикум для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста"...
Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Семинар - практикум «Арт – методики для развития детей раннего возраста» в соответствии с образовательной программой "Теремок"
Цель.Познакомить педагогов с арт – методиками для развития малышей в соответствии с образовательной программой «Теремок»....