Роль семьи в речевом развитии ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Жилюк Лариса Николаевна

Представлен материал для родителей о роли семьи в речевом развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_rechevom_razv.rebenka.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Физическое, психическое и эмоциональное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр, братьев. Бытует неверное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет.

Речевая коммуникация, если учесть все её виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают его по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им совсем не мешает». Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а разговариваешь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!»

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень не уверен в себе. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Методические рекомендации логопеда родителям

Как заниматься с ребёнком дома

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка, помогает усвоению учебного материала.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а так же отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как надо выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребёнка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться ребёнку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
  • Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребёнком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребёнком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите её из пластилина.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на этот звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на это звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Основная цель артикуляционной гимнастики — укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста — умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового дыхания:

  • Выдоху предшествует сильный вдох через нос - «набираем полную грудь воздуха»
  • Выдох происходит плавно, а не толчками
  • Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки
  • Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух)
  • Выдыхать следует, пока не закончится воздух
  • Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Как развивать грамматический строй речи

Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Некоторые советы:

  • Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы видите, делаете, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.
  • Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например, «Мальчик прыгает или бегает?».
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребёнку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер». А потом спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта, шелест листвы и т. д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях задавайте ребёнку наводящие вопросы.
  • Если ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (игрушки, части тела. Продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесёт их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнёс эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «Круглый мяч» и т. д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Учите ребёнка, играя с ним.

Не старайтесь ускорить ход речевого развития ребёнка. Не перегружайте его. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

При общении с ребёнком следите за своей речью. Встречающиеся непонятные слова и обороты непременно объясните.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие.

Своевременно устраняйте недостатки речи, стремясь указать неточности и ошибки.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при сохранных слухе и интеллекте):

  • Недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков
  • Плохое различение звуков на слух, то есть у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух
  • Дефекты в строении речевых органов: неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.
  • Отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и так далее).

Речевые проблемы детей непременно отразятся на их развитии, усвоении учебного материала, успеваемости в школе, на письменной и устной речи.

 

БЕЗ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫХ ОНИ НЕ СПРАВЯТСЯ !!!

Только объединив усилия родителей, воспитателей и логопеда, можно достигнуть положительных результатов!

Для этого необходимо:

1. Прислушиваться и следовать советам логопеда и воспитателей.                                  

2. Посещать все родительские собрания и консультации.

3. Развивать речь детей: больше читать, беседовать с ребенком, слушать аудиозаписи стихов, сказок и т. д.

4. Внимательно вслушиваться в речь детей и поправлять дефектно произносимые слова, не правильно составленные предложения.                                                                                                            5. Проконсультироваться и обследоваться у врачей-специалистов: лор-врача, ортодонта, невропатолога, психоневролога.

6. Выполнять домашние задания по рекомендации логопеда.    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет

выступление на родительском собрании...