Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет
консультация (средняя группа) по теме
выступление на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_rechevom_razvitii_rebyonka_4.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет.
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
1.Вступительная часть.
2.Практикум.
3.Реккомендации родителям по развитию артикуляции и речевого дыхания у детей.
4.Заключительная часть.
Ход мероприятия:
- Подготовительный этап.
- Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря и т.д.).
- Анкетирование родителей по теме “Речевое развитие детей в семье”.
- Подготовка карточек по интонационной окраске высказываний.
- Попросить родителей принести литературу, которую читают детям дома.
- Вступительная часть.
Добрый вечер, Уважаемые родители!
Сегодня мы хотели бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.
2. Практикум.
1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.
Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)
- От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
- От общения ребёнка со сверстниками
- От строения артикуляционного аппарата
- От речи взрослых (как образец для детей)
- От развития мелкой моторики
- От чтения детям художественной литературы
- От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.
В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.
3.Строение артикуляционного аппарата.
Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)
4.Развитие мелкой моторики рук.
Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр.
5.Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Обратить внимание на выставку книг.)
6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
7.Совместное пение с ребёнком.
Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.
8. Дыхательные упражнения.
-
-А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Еженедельно мы помещаем в родительском уголке темы и задачи проводимых занятий, а детям всегда говорим: "Обязательно расскажите дома эту сказку (рассказ) папе, маме, бабушке". Нам важно, чтобы вы были в курсе того, что ваш ребенок узнал, усвоил ли он новый материал. Но дети будут делиться с вами своими мыслями и знаниями только тогда, когда поймут, что это для вас действительно важно и интересно. Тест "Тема недели".
Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей:
- дидактические, развивающие, настольные игры;
- подвижные игры с текстом;
- сюжетно-ролевые игры;
- драматизация сказок;
- игровые упражнения;
- чтение художественной литературы;
- рассказывание сказок с участием детей;
- заучивание стихотворений;
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
- Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, в них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
- беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Все родители сидят вокруг четырех столов. За каждым столом выбирается "взрослый", который объясняет цель и правила игры. Остальные родители выступают в роли детей. Взрослые по очереди проводят игру. В конце воспитатель делает обобщение.
- Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
- Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга". Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
- Игра "Доскажи словечко". Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
- Игра "Давай искать слова на кухне". Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет
Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....
Роль семьи в речевом развитии ребенка
Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...
"Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
Консультация для родителей....
"Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
Проблема развития и формирования речевого общения остается одной из актуальных. Формирование речи как способа общения является одним из главных аспектов в процессе социализации и последующей адаптации...