Консультация об организации уголка для игр и занятий дома
консультация на тему
Данный материал поможет родителям граммотно построить личное пространство ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_organizatsii_ugolka_dlya_igr_i_zanyatiy_doma_3.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Об организации уголка для игр и занятий дома
Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребенка? Вопросы далеко не праздные, и ответы на них не очевидны для родителей. Многие, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами. Чтобы ответить на них, прежде всего, определимся с возрастным диапазоном. Возраст от одного года до трех лет психологи обозначают как "ранний", от трех до шести-семи лет как "дошкольный". Ребенок первой половины раннего возраста (от года до двух лет) расширят возможности ходьбы и речи отрывают взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Ребенок - везде. Весь дом - его развивающая среда, она широка и «сконцентрирована, хотя у него уже есть специальные развивающие предметы - игрушки. Но обычно они перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый.
Задача взрослых - балансировать на грани запрещения-разрешения (позволить ребенку исследовать ближайшее пространство, но избежать при этом опасных последствий для него самого, других людей и вещей).
На подступах к дошкольному возрасту (когда ребенку исполняется два года) возникает необходимость в ослаблении тесной связки с взрослым, в формировании сосредоточенности на самостоятельных занятиях.
Приходит время, создать развивающую среду. Она должна отделиться от домашней обстановки в целом, сконцентрироваться в особом пространстве, где ничто не помешает ребенку заниматься своим делом, а он сам не будет мешать взрослым. Это значит - пора организовать игровой уголок.
Игровой уголок - это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать.
Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?
Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол - простой, незатейливый, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов). Достаточно большой для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п.
Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку).
Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.
Обязательные элементы игрового уголка - открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту "напольную" часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70x70 см).
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.
Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
"Начинка" игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребенок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другим - сверстником.
"Играть, создавать, исследовать" - вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника.
Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).
Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте - плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности (сохраняющейся очень долго). Непременный приклад к этим персонажам - игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).
Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.
Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).
Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) - это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).
Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.
На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).
Этот стержень, как бы "костяк" игрового уголка, скомпонованный в два года, послужит ребенку в течение всего дошкольного возраста.
А что делать с теми игрушками, которые накопились к двум годам? Провести ревизию и рассортировать. Игрушки, которые ребенок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке (до трех-четырех лет пригодятся пирамидки, доски-вкладыши и миски-вкладыши, стержни для нанизывания разноцветных шаров и т.п.).
Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребенка изменяются, следовательно, и "начинка" игрового уголка должна меняться с возрастом?
Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.
Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут "населять" эти макеты и позволят ребенку выстроить целый "игровой мир". Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.
Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа "Лего" (сооружения из него пригодятся ребенку и для "игрового мира").
Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.
Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок ("истории в картинках"), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письме
Чем руководствуется при их покупке неискушенный в психологии и педагогике взрослый?
У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своем дошкольном детстве, об играх со сверстниками, родителями, бабушками и дедушками. Что чаще всего в памяти запечатлеваются игрушки: собственные любимые или увиденные у друзей, в магазине, которые очень хотелось бы иметь, но их не было. И когда в семье появляется ребенок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы "для себя", а не для ребенка, и вы-бор не всегда оказывается удачным.
Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:
- игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т.е. должны соотноситься со спецификой деятельности;
- игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет - не то же самое, что игра ребенка шести лет);
- игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению полоролевой идентификации ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".
Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и об...
Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »
Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »в помощь воспитателям детских садов (из опыта работы)....
Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...
Консультация на тему " Организация логопедических занятий дома"
Даны советы родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями по организации логопедических занятий дома...
Консультация для родителей «Интересные опыты или необычные занятия дома»
Представление необычных занятий с детьми как в детском саду, так и дома с родителями, с использованием пены для бритья. Опыты будут интересны не только детям, а также и самим взрослым. И так представл...
Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте».
Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»....
- Мне нравится (1)