Консультация для родителей"Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа) на тему
Цель:Способствовать формированию представления о роли классической музыки у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassicheskoy_muzyki.docx | 30.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.
Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.
Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. классический музыка воспитание дети
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям».
Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.
К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.
Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы знакомим, советуем – какую музыку слушать дома. Если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Берлиоза и другие.
На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например: дети старшей группы, прослушав грустную музыку, решили, что такая музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу. Или, когда дети импровизируют под «Вальс цветов» Д. Шостаковича, исполняя «Танец цветов», или под музыку «Клоуны»Д. Кабалевского, изображая веселых и смешных клоунов.
А что может исполнить ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки?
Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка — искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.
Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип — принцип художественности. Как он реализуется? Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду: композитор — исполнитель — слушатель.
Исполнитель, т. е. музыкант-педагог, занимает в этом процессе ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой — народной, классической, современной.
Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.
Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать:
- что такое музыкальность и как она проявляется в дошкольном детстве;
- как сформировать слушательские способности;
- как воспитать у детей любовь к музыкальной исполнительской деятельности:
- как развить музыкально-творческие способности.
Музыкальность — сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика на звучание музыки у трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.
Слуховой компонент для удобства обозначим как три ведущие музыкальные способности: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство. Мелодический слух проявляется в относительно точном запоминании попевок, мелодий, отдельных выразительных интонаций. Ладовое чувство характеризуется умением настроиться по вступлению, отдельному звуку, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз. Чувство ритма проявляется в точных координированных действиях (хлопки в ладоши, движения под музыку), в реакциях на смену частей музыки (медленная — быстрая, танец — марш). Развитию основных музыкальных способностей во многом способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей, т. е. способностей различать звуки по высоте, длительности, динамике и тембру.
Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что полноценное музыкальное развитие ребенка осуществляется только в процессе разнообразной исполнительской музыкальной деятельности — в пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на инструментах.
Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку — народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:
- художественность;
- доступность;
- воспитательная направленность.
Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.
Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с подлинно художественными образцами — народными потешками, попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов — М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры.
Большинство задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, ложится на плечи музыкального руководителя и воспитателя детского сада. Музыкальный руководитель является основным связующим звеном между музыкальным искусством и ребенком. В связи с этим он должен обладать целым рядом качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.
В первую очередь это связано с выразительным исполнением музыкальных произведений. Чтобы дети почувствовали образный характер музыкальных сочинений, исполнение музыки должно быть ярким и выразительным. А это требует от специалиста-музыканта высокого уровня владения техническими и исполнительскими навыками. Педагогу-музыканту необходимо владеть своим голосом: вокальными и хоровыми умениями и навыками, уметь показать приемы работы над звукообразованием, дикцией, дыханием, следить за стройностью пения. Важное место в работе музыкального руководителя принадлежит умению пластично двигаться, давая детям образец выразительного движения в играх, танцах. Педагог-музыкант — носитель художественной культуры, которая должна проявляться в развитом музыкальном вкусе, широте эстетических интересов, культуре речи.
Определенными знаниями и умениями, связанными с музыкальным развитием детей, должен обладать и воспитатель дошкольного учреждения, принимающий непосредственное участие в этом процессе, организуя и планируя эту работу совместно с музыкальным руководителем, поэтому на нем также лежит большая ответственность.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи открывает большие возможности как для музыкального руководителя, так и для всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Основной упор сделан не столько на формировании у детей определенных музыкально-исполнительских навыков, сколько на развитии личности ребенка, обогащении его духовного мира.
Большое значение уделяется развитию музыкальных и творческих способностей, эмоциональной отзывчивости детей в целом.
Реализация данного подхода требует поддержки со стороны родителей. Наш опыт убеждает в том, что благодаря эмоционально-личностному общению педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей становится возможным не только понимание, но и большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не на муштре, а на четкой и научной организации целостной системы музыкального развития детей. Поэтому тот огромный опыт, который накоплен дошкольным образованием в области музыкального воспитания, в известной мере должен быть освоен родителями.
Наблюдения показали, что тесное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, основанное на использовании опыта данного учреждения (различных материалов, книг, видео- и аудиозаписей) и личного участия, позволило значительно шире и интереснее осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей. Считается, что результативность этой работы будет обеспечиваться обязательным взаимодействием педагогов образовательного учреждения и родителей.
Отсюда вытекают следующие, что программа будет построена по возрастному принципу и включает возрастные характеристики и задачи музыкального развития детей от 1 года до 7 лет в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Общие задачи условно могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Задачи нравственно-эстетического развития детей средствами музыкального искусства (накопление музыкального опыта и обогащение музыкальных впечатлений, овладение знаниями и представлениями о музыке как искусстве и средстве отображения явлений и предметов окружающего мира).
2. Задачи, направленные на развитие у детей музыкальных способностей (воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие звуковысотных и музыкально-слуховых представлений, чувства ритма).
3. Задачи, связанные с формированием различных видов музыкальной деятельности, а также с усвоением определенных способов действий, необходимых для успешного развития каждого из видов музыкальной деятельности.
4. Задачи социально-личностного развития, связанные с развитием интереса к музыке, развитием музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализацией в музыкально-творческой деятельности, развитием положительных личностных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе этой деятельности.
Эти задачи конкретизируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастными особенностями и возможностями музыкального развития детей.
2. Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.
Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего на картине, переданного в скульптуре. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3—4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте,— о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда,— говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова,— а здесь,— показывает на картину «Март»,— еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет».
Вопрос воспитателя «На какой картине изображен солнечный день?»-направляет внимание детей на колорит картины—сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».
Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа». С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.
Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.
Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.
При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.
Узоры, орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры более ритмичные и многокрасочные.
Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения.
Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки (красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т. д.) позволяют использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты («Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).
Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея.
Итак, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптуры и пр.
Со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию.
Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.
Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.
Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...
Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстети...
Консультация для родителей. Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста
Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста...
Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков позволяет постепенно приобщать их к основам миро...
Консультация музыкального руководителя для родителей "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"
Консультация музыкального руководителя для родителей "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.» Эстетическое воспитание занимает одно из важнейших мест в воспит...