«Основы педагогики и психологии»
учебно-методический материал по теме

Мохова Наталья Александровна

«Главный смысл и цель  семейной  жизни – воспитание детей»

В.А.Сухомлинский

 

В начале жизненного пути рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни — родители.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Малыш растет и развивается в стенах детского сада, готовится к поступлению в школу. Задача взрослых (родителей и педагогов) объединить свои усилия и обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.

Одним из основных направлений работы нашего ДОУ является психолого-педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста..

Наша работа осуществляется в следующих видах и формах: групповое и индивидуальное консультирование родителей; проведение родительских собраний и клубов; наглядная агитация для родителей в каждой возрастной группе; проведениетренингов для родителей.

Таким образом отслеживается необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованном участии в этом с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.

Задачи работы по данной работе таковы:

- помогать   родителям  устанавливать   доброжелательные,   доверительные отношения с ребенком;

- проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей – дошкольников.

- оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к школьному обучению.

- дать навыки эффективного общения с ребенком.

http://makarenko.edu.ru/files/semya_i_vospitanie_d...

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый раз в детский сад:

как быстрее адаптироваться?

Первый раз в детский сад: как быстрее адаптироваться?

Теперь все по-взрослому: готовимся к детскому саду!

Водить или не водить ребенка в детский сад? Мнения родителей на этот счет расходятся. Одни считают, что лучше воспитывать малыша дома самостоятельно, окружить его ежедневной заботой, защитить от частых болезней и обеспечить индивидуальный подход к воспитанию. Другие предпочитают обратиться за помощью профессиональной няни. Третьи полагают, что только детский сад поможет ребенку социализироваться и разносторонне развиваться. Выбор этот, конечно, очень индивидуален. Но если вы поняли, что в вашей ситуации без детского сада не обойтись, подготовить к нему ребенка лучше заранее.

Привыкание ребенка к новым условиям можно разделить на два этапа: когда вы только знакомите малыша с понятием «детский сад», рассказываете, что его ждет и обучаете всему, что пригодится в саду, и первые месяцы посещения детского сада, когда у ребенка уже складывается собственное впечатление о новом месте.

С чего начать?

Вспомните, с чем у многих из нас до сих пор ассоциируется детский сад. Строгий воспитатель, невкусный борщ, пенка на молоке, нежелание спать в обед, страх, что мама вечером не заберет. А теперь срочно обо всем этом забудьте и никогда не рассказывайте ничего подобного своему ребенку! Позитивный опыт — вот главное, что вы должны передать малышу, во всяком случае на начальном этапе привыкания к детскому саду.

На разведку. Чтобы поход в детский сад не стал для крохи серьезным стрессом, начать готовиться лучше заранее — минимум за два-три месяца. Сводите ребенка на экскурсию, изучите территорию садика, понаблюдайте за детьми на прогулке — обсудите, чем они занимаются, во что играют. Рассказывайте малышу про то, что его ждет, — новые друзья, увлекательные занятия, прогулки два раза в день. Но не переусердствуйте, будьте честными — завышенные ожидания могут навредить адаптации.

Выход в свет. Малышу важно научиться спокойно проводить время без мамы в окружении незнакомых людей. Здесь будут полезны групповые развивающие занятия, детские комнаты в больших супермаркетах — словом, любые ситуации, в которых ребенку будет интересно и комфортно без родственников. С таким опытом он гораздо легче будет воспринимать расставания с мамой в детском саду.

Я сам! Научите ребенка есть с помощью вилки и ложки, одеваться, раздеваться, пользоваться горшком. Малыш гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке, если большинство действий он сможет совершать сам, без помощи посторонних. В саду у воспитателей не всегда бывает достаточно времени, чтобы уделить внимание каждому ребенку и проверить, кто как ест или кто как одет.

Режим дня. До трех лет дети успевают привыкнуть к определенному распорядку дня, принятому дома. Постарайтесь перестроить режим малыша так, чтобы он легко просыпался за час-полтора до того времени, когда нужно будет идти в сад. Если ребенок не спит днем, попросите его просто полежать в кровати, почитайте книжку, расскажите сказку или поиграйте — например, пусть малыш закроет глаза и попробует по памяти описать все предметы, которые находятся в комнате, прекрасно подойдут и игры на развитие воображения.

За столом. Чаще всего еда в саду отличается от той, которую ребенок привык есть дома. Поэтому заранее познакомьте малыша к традиционным блюдам детсадовского меню — борщом, гороховым супом, компотом, запеканкой, рыбой. Обратите внимание, сколько времени ваш ребенок проводит за столом (прием пищи в саду занимает приблизительно 30 минут) и постарайтесь не устраивать перекусов. Если у малыша есть проблемы с аппетитом, заранее поговорите об этом с воспитателем, попросите не настаивать и проявить терпение.

Поехали!

И вот, наконец, подготовка закончилась и важный день настал: ваш малыш идет в детский сад! Привыкание ребенка к новым условиям может проходить по-разному. Психологи выделяют несколько типов адаптации:

  • Первый и самый распространенный вариант — адаптация активная — малыш плачет, не хочет отпускать маму, по утрам говорит, что больше в сад не пойдет.
  • Другой тип поведения — отложенная адаптация — поначалу ребенок с удовольствием ходит в детский сад, взахлеб рассказывает о том, что нового узнал, и утром, убегая в группу, даже забывает попрощаться. Но через две-три недели он осознает, что ходить в садик теперь придется постоянно, и начинаются капризы и переживания.
  • Пассивная адаптация на первый взгляд незаметна — малыш спокойно идет в сад, не капризничает, играет с другими детьми. В данном случае признаки адаптации бывают скрытыми — меняются вкусовые привычки, продолжительность сна, может появиться агрессивность.

Важно помнить, что какой бы тип привыкания не переживал ваш ребенок, через два-три месяца острая фаза, как правило, проходит, и малыш полностью приспосабливается к новым условиям. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо соблюдать несколько полезных правил.

Спокойствие, только спокойствие. В первые дни вы, конечно, будете переживать и расстраиваться не меньше ребенка. Настройтесь! Возьмите себя в руки, вашего волнения малыш ни чувствовать, ни уж тем более видеть не должен. Постарайтесь, чтобы в период адаптации дома ребенку было спокойно и комфортно. Будьте терпеливы к капризам — скорее всего они вызваны перегрузкой нервной системы.

Учитесь прощаться. В первое посещение детского сада не оставляйте ребенка сразу одного, побудьте немного в группе, понаблюдайте, как он себя ведет. Освоился и спокойно играет с другими детьми — попробуйте выйти ненадолго. Если соберетесь уйти на час или дольше, не делайте это тайком, проговорите: «Я сейчас схожу в магазин, а потом обязательно за тобой вернусь!». Ребенок должен понять, что мама уходит не навсегда.

Придумайте и отрепетируйте с малышом определенный способ расставания (воздушный поцелуй, «дай пять» или что-нибудь подобное), такой маленький ритуал позволит ребенку быстрее привыкнуть к неприятному моменту.

Подберите гардероб. Вещи для детского сада должны быть комфортными и максимально простыми, чтобы ребенок мог сам без труда переодеваться. Минимум застежек, а если они есть, то лучше, чтобы они находились спереди. Обувь тоже должна быть удобной, предпочтительно на липучках.

Проявляйте интерес. Встречая малыша после садика, интересуйтесь, как он провел день. Обсуждайте все, что произошло с момента вашего расставания. Цените его успехи, подсказывайте выходы из сложных ситуаций. Хвалите его за то, что он ходит в садик, совсем как мама с папой на работу.

И самое главное — будьте терпеливы, радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху вашего ребенка, и у вас все обязательно получится, вместе!



Предварительный просмотр:

Поводы для конфликтов находятся даже у малышей — борьба за внимание мамы и папы, желание играть одной и той же игрушкой, лидерство в коллективе — все это становится причиной многочисленных споров и ссор. А если в семье растут погодки, то конфликты между братьями и сестрами и вовсе становятся привычным делом. Вопрос в том, как родители могут урегулировать непростые ситуации, и нужно ли вообще вмешиваться?

Почему дети ссорятся?

Если вы напрямую спросите у поссорившихся детей, почему произошел конфликт, то получите такие же прямые ответы — «Она не делится куклами», «Он сломал мою машинку», «Она обзывается», «Он меня толкнул» и т. д. Как правило, это просто поверхностные поводы, а корень конфликтов, на самом деле, гораздо глубже. Причинами детских конфликтов могут быть:

  • Ревность;
  • желание привлечь внимание к себе со стороны взрослых и сверстников;
  • чувство собственничества;
  • конкуренция;
  • особенности характера;
  • напряженная обстановка в семье.

Ссоры между товарищами по детсаду или игровой площадке часто происходят по той причине, что дети оценивают действия друг друга. Один поступок может перечеркнуть месяцы дружбы и привести к серьезной ссоре. Улаживать конфликты дети в дошкольном возрасте еще не умеют, поэтому небольшой спор нередко заканчивается «разрывом» дружеских отношений. К счастью, детки очень отходчивы, поэтому дружба возобновляется так же быстро, как и заканчивается.

Иным образом складываются отношения между братьями и сестрами. В семье разногласия носят более острый характер и чаще всего возникают на фоне конкуренции и ревности. Дети не любят «делиться» вниманием родителей, что и становится причиной большинства конфликтов. Затаив обиду на членов семьи, ребенок будет искать повод, чтобы поссориться с братом/сестрой. Любая мелочь в таких случаях может стать яблоком раздора и привести к словесным перепалкам, а иногда даже и к драке.

Что делать родителям?

Мамы и папы, как правило, не знают точно, что делать, если дети ссорятся изо дня в день. Кто-то наказывает обе стороны, кто-то пытается найти виновного в конфликтной ситуации, а кто-то просто игнорирует детские разборки. Универсального метода сдерживания конфликтов между братьями и сестрами нет, однако можно выбрать определенную линию поведения, сводящую частоту детских ссор к минимуму. Главная задача — научиться спокойно реагировать на конфликты детей и беспристрастно разбираться в каждом конфликте.

Родителям стоит придерживаться следующих правил:

  • Наблюдайте за конфликтами, но участвуйте в их урегулировании только при необходимости. Дети вполне могут самостоятельно решить проблемы в своих отношениях — только дайте им время. Вмешиваясь в конфликт каждый раз, когда дети ругаются, вы рискуете получить роль судьи, что только усилит конкуренцию между детьми.
  • Обсуждая с детьми причину конфликта, позвольте каждому высказаться. Следите, чтобы участники ссоры не переходили на оскорбления оппонента, а только рассказывали ход событий и делились своими переживаниями. Так дети смогу успокоиться и, отбросив эмоции, взглянуть на конфликт «свежим» взглядом.
  • Старайтесь не принимать сторону одного ребенка, а понять всех участников конфликта. Находить виновных и придумывать наказание нежелательно — это может привести к еще более глубокому конфликту между детьми.
  • Если дети взвинчены, нужно развести их в разные стороны, чтобы дать возможность «остыть». В дошкольном возрасте дети не умеют управлять эмоциями, поэтому самый банальный спор может перерасти в ссору или даже драку. Научившись вовремя останавливаться и уходить в сторону, ребенок сможет победить агрессию и в дальнейшем спокойнее реагировать на конфликты.

Предотвращаем ссоры

Мамы и папы — люди взрослые, и понимают, что конфликты лучше предотвращать или хотя бы не доводить до крупных ссор. Детям дошкольного возраста объяснить эту истину сложно, т.к. они обычно действуют импульсивно, остро реагируя на любой раздражитель. Если в семье дети постоянно ссорятся между собой, можно подумать о корректировке принципов воспитания. Полезно в качестве профилактики детских конфликтов следовать некоторым правилам:

  • Больше проводите время всей семьей — гуляйте, занимайтесь творчеством и домашними делами;
  • придумывайте для детей коллективные игры;
  • уважайте интересы и личное пространство каждого ребенка;
  • хвалите детей, когда они вместе что-то делают и не ссорятся;
  • демонстрируйте правильный пример — старайтесь не ругаться, а обсуждать проблемы и находить компромиссные решения.

Если вы сможете в семье поддерживать дружелюбную атмосферу, то научить ребенка общаться со сверстниками вам также не составит труда. Помните, что конфликты между детьми дошкольного возраста — это совершенно нормальное явление, и помощь родителей в их урегулировании требуется только в исключительных случаях.



Предварительный просмотр:

Игры для творчества:

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

Игры для творчества: развиваем воображение

Умение найти оригинальное решение, увидеть привычные вещи с новой стороны, мыслить позитивно — все эти способности могут сыграть огромную роль в будущих успехах ребенка. А развивать их можно в детстве в процессе игры.

Способность создавать идеи и образы, видеть что-то новое и неожиданное в привычных вещах — это важное умение, которое непременно пригодится ребенку во взрослой жизни. И развивать творческое мышление стоит с самого детства, когда фантазия является естественным образом мышления!

Как развивать воображение?

Детское воображение лучше всего развивается во время игры: одни дети воссоздают действительность, дополняя ее яркими деталями, другие — каждый раз создают свой собственный мир, населенный необычными персонажами.

Предлагая ребенку игры, не ограничивайте его фантазию: просто заранее договоритесь, что будете следовать правилам, а если кому-то захочется их изменить, — пусть он сначала предупредит других. И, конечно, о словах вроде «Так не бывает» на время игры нужно просто забыть: убедите ребенка личным примером, что фантазировать — это интересно и здорово!

10 игр для развития творческого воображения

«Закорюки"
Играем вдвоем. По очереди рисуйте друг другу «закорюку» на большом листе бумаги. Когда один игрок дорисует, другой может начать дорисовывать, дополняя закорюки новыми линиями и чертами и объясняя, что за предмет или существо получилось.

«Если бы ты был…"
Задавайте друг другу вопросы: «Если бы ты был животным, то каким?», «Если бы ты был самолетом, то куда бы ты летел?» Конечно, чем забавнее будут вопросы — тем с большей радостью ребенок включится в игру.

«Коллаж"
Подготовьте побольше карточек-изображений предметов, животных, природы и т. д. Их можно вырезать из журналов или распечатать готовые картинки. Вместе сложите из карточек короткую, но законченную историю: может быть, какой-то герой отправится в путешествие, или на остров высадится команда корабля. Конечно, картинки могут быть и нелепыми, и смешными, но история должна иметь начало и конец!

«Наоборот"
Расскажите ребенку короткую и хорошо известную ему сказку, используя отличные по смыслу слова (скажем, не «Посадил дед репку», а «Выкопала бабушка картошку») и предложите малышу угадать, о чем идет речь. Потом поменяйтесь ролями: он рассказывает, вы угадываете.

«Я делаю это так"
Показывайте друг другу какой-то привычный предмет — чашку, расческу, подушку. Задача игрока — рассказать о трех необычных способах использования этого предмета и показать их, дать им другое название, отражающее суть их использования (к примеру, не расческа, а причесалка).

«Три слова"
Называйте друг другу три любых слова и быстро составляйте короткий рассказ, в котором эти слова будут использованы. Чем меньше слова будут связаны между собой, тем веселее будет игра: например, «Кот — Кастрюля — Лето».

«Кто как ходит"
В этой игре-пантомиме ведущий называет животное (более сложно — любой предмет или профессию, или абстрактное явление), а игроки должны показать особенности походки того, кого назвали. Еще усложните задачу: как «он» ест, как радуется? Сложно, но весело!

«Необитаемый остров"
Вместе с ребенком представьте, что вы попали на необитаемый остров и по очереди задавайте друг другу вопросы: какие три вещи ты бы взял с собой? Как ты будешь выбираться отсюда? На острове ты встретил волшебное существо: что ты у него попросишь? Вопросы могут быть любыми, главное — подробный ответ!

«Дрессировщик"
Один из игроков будет диким тигром (или любым другим животным), второй должен научить его разным трюкам. Важное условие: «животное» будет соглашаться следовать указаниям «дрессировщика» только тогда, когда тот угадает, какое его движение или слово понравилось «животному» (например, «дрессировщик» поднял руку).

«Первая буква"
По очереди составляйте рассказ так, чтобы все слова в нем начинались на выбранную ведущим букву.

Как вы видите, многие игры, развивающие фантазию, не требуют ни особых условий, ни особого антуража. Зато они помогут малышу мыслить шире и смелее — так, как должен уметь мыслить человек, способный решить самые разные задачи и добиться успеха оригинальным образом!



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ

Формирование самооценки у детей

Самооценка является одной из важнейших характеристик личности. Через отношение к себе человек воспринимает и других людей, и весь окружающий мир. Интересно, что самооценка начинает формироваться уже в очень раннем возрасте — в 3−4 года, поэтому этот вопрос никак нельзя оставить без внимания.

Роль и составляющие самооценки

Взрослые часто преуменьшают значение самооценки в жизни дошкольников, ошибочно предполагая, что в этот период важнее получать знания и осваивать навыки, которые пригодятся в школе. Однако именно самооценка во многом определяет и социализацию ребенка в коллективе, и его активность и амбиции.

Психологи выделяют две составляющие самооценки — интеллектуальную и эмоциональную. Интеллектуальная часть представляет собой результат самоанализа, определения своих слабых и сильных сторон, сравнения с окружающими и их способностями. Эмоциональная составляющая формируется под влиянием мнения членов семьи, друзей, преподавателей и т. д. У детей до 6 лет доминирует эмоциональный компонент, поэтому отношение родителей к успехам, достижениям, поведению ребенка в это время необычайно важно.

Формируем адекватную самооценку

В трехлетнем возрасте ребенок входит в фазу своего первого личностного кризиса. В этот период он начинает осознавать себя как личность, проявлять свое «Я» в коллективе и семье, добиваться самостоятельности. При этом огромную роль по-прежнему играет оценка окружающих, в особенности родителей, которая и является определяющей в формировании детской самооценки.

Ребенок, собрав конструктор, слепив снеговика, убрав игрушки или даже почистив самостоятельно зубки, ищет одобрения у мамы и папы. Если родители его хвалят, он, довольный собой, возвращается к своим делам. Если же в его адрес звучат даже незначительные замечания, ребенок сразу же идентифицирует их как критику. Причем характеристику своих действий он напрямую связывает с собой — если родители посчитали его рисунок не очень красивым, значит, и он сам плохой.

Мамам и папам нужно понимать, что формирование адекватной самооценки у детей зависит от умения правильно оценивать результаты их деятельности. Проигнорируете или раскритикуете — самооценка будет падать, незаслуженно похвалите или будете льстить — неоправданно взлетит. Адекватная самооценка сформируется только при адекватной оценке окружающих, а также при четком разграничении понятий «деятельность» и «личность».

Советы родителям

Для ребенка 3−6 лет наиболее авторитетной, как правило, является оценка мамы и папы. Тем не менее, дети прислушиваются и к словам других людей — ребят в детском саду, воспитателей, бабушек и дедушек, учителей и т. д. Нередко критика окружающих приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, которая заставляет его сомневаться в своих способностях. Или, наоборот, чрезмерная любовь друзей и родственников убеждает ребенка в его исключительности и совершенстве. Задача родителей — выстроить воспитание таким образом, чтобы похвалы и критика в адрес ребенка способствовали адекватному развитию самооценки. Сделать это помогут простые правила поведения в семье:

  • Будьте честны с ребенком. Оценивать действия нужно по заслугам, но с учетом возраста. Ожидать от 3-летнего ребенка шедевральную картину или рекордную скорость во время бега не стоит. Однако в любом случае нужно похвалить его за старания и при этом аккуратно указать на моменты, над которым еще стоит поработать.
  • Не используйте откровенную критику и лесть. Регулярно критикуя ребенка, вы демонстрируете свое разочарование в нем, а это очень серьезно бьет по еще не сформированной детской самооценке. Необоснованные похвалы приводят к тому, что у ребенка чересчур повышается уверенность в себе, и он может вести себя надменно в кругу друзей.
  • Умейте признавать свои ошибки. Ребенок должен видеть наглядный пример — как его мама и папа готовы признать, что сделали что-то недостаточно хорошо, но при этом не расстраиваются и не бросают дело. Такая реакция наилучшим образом демонстрирует умение адекватно оценивать свою деятельность.
  • Научитесь характеризовать деятельность ребенка, не давая при этом характеристику его личности. Если у него не получился рисунок, избегайте слов «Ты плохой художник», лучше помогите исправить недостатки — это полезно и для самооценки, и для развития навыка.

В целом, в семье следует создать дружелюбную атмосферу, где ценятся честность, старания и поддержка друг друга. Помните, что дети с адекватной самооценкой быстрее вливаются в коллектив, легче переживают неудачи и охотнее двигаются к поставленной цели. И, являясь очень важным человеком для ребенка, вы можете корректировать его самооценку и создавать, тем самым, важную базу для личностного развития.

А как бы вы охарактеризовали самооценку своего ребенка? Нуждается ли она, по вашему мнению, в корректировке? И кто, на ваш взгляд, оказывает большее влияние на самооценку — родители или коллектив?



Предварительный просмотр:

КАК РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ В КОЛЛЕКТИВЕ?

Как ребенок чувствует себя в коллективе?

Давайте затронем такую тему как влияние коллектива на личность ребенка. Проблема «своего места» в коллективе совсем не детская. Вспомните, как вы нервничали, например, в первый рабочий день. И это при том, что мы, взрослые, уже хорошо знаем правила хорошего тона и законы общения. А вот нашим детям предстоит их только постигать.

Первый осознанный опыт общения со сверстниками ребенок получает в 3−4 года. Кто-то идет в детский сад, а кто-то находит друзей в кружках и на детской площадке. И в это самое время проблем, увы, больше всего. Виной тому чаще всего становится известный детский эгоизм. Такие малыши редко что-то замечают, кроме собственного «я», а другие дети для них не столько друзья, сколько те, кто могут его «повеселить», «развлечь». И это нормальный этап в социальном развитии ребенка, не надо списывать подобные проблемы на плохой характер. Что вам действительно стоит сделать — это не поощрять проявления эгоизма в случаях его проявления. В таком возрасте уже можно попробовать объяснения, но они не всегда действенны. В данной ситуации нельзя недооценивать роль игры в развитии ребенка, которая поможет представить самые разные модели общения. Особенно хорошо работает прием, когда ребенка просят «побыть» его другом, с которым он часто конфликтует.

С пяти лет дети обычно уже привыкают к окружению в виде друзей и знакомых. Они все чаще говорят «мы», вместо «я». Это свидетельствует о том, что ребенок уже приноровился к коллективу и усвоил многие правила. Но тут наступают уже другие проблемы. Дошкольники часто копируют поведение других детей и не очень-то любят «белых ворон». Неприятность в том, что явные лидеры в детской компании — задиры и инициаторы проделок. Часто бывает так, что ребенок идет на поводу у таких лидеров, чем вызывает недовольство родителей.

В такой ситуации для вас самое время поговорить с ребенком об индивидуальности. Не кричите, что «надо думать своей головой», а просто дайте понять, что именно он, а не другие дети ответственны за его поступки. Объясните ребенку, что высказывать собственное мнение — это смелый поступок, достойный уважения со стороны.



Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗНАКОМИТЬСЯ

Ребенок не хочет знакомиться

Тихоня, который больше любит играть один, или маленький лидер и предводитель в любой детской компании? Характер и уровень социализации становится заметен уже в самом юном возрасте, практически сразу, как только ребенок начинает контактировать с другими детьми. Кто-то уже в 3 года с легкостью находит общий язык с любым человеком, а другой и в 6 лет стесняется и прячется за маму при каждом новом знакомстве. Как научить ребенка знакомиться и заводить новых друзей?

Почему ребенок не знакомится?

Мамы и папы нередко начинают бить тревогу, если ребенок не хочет знакомиться с другими детьми, и даже обращаются к детским психологам. Специалисты, конечно, помогут быстрее выявить причины проблемы и найти ее решение, но родители и сами в состоянии это сделать. Достаточно понаблюдать за ребенком и пообщаться с ним.

Трудности при знакомстве у детей могут возникнуть по следующим причинам:

  • Трудная адаптация к новым условиям и новому окружению. Ситуация очень распространенная среди детей дошкольного возраста — с одной стороны, все новое кажется им притягательным, а с другой — вызывает недоверие и страх.
  • Природная стеснительность. Скромным и стеснительным детям непросто завести новые знакомства, даже если они хотят расширить круг друзей. Обычно таким малышам сложно самим сделать первый шаг, но в процессе непосредственно общения они быстро раскрепощаются.
  • В окружении ребенка нет интересных ему детей. Малыши, как и взрослые, могут быть очень избирательны, и вполне вероятно, что ребенку просто неинтересно общаться с окружающими его детьми.
  • Ребенок — «чистый» интроверт. Такие дети чувствуют себя комфортно в «своем мире». Они не видят потребности в общении с другими ребятами, поэтому и знакомятся неохотно. Давить на ребенка в такой ситуации не стоит — у него может появиться недоверие к родителям и даже может проявиться детская агрессия.
  • Неудачный опыт. Возможно, ранее ребенок уже проявлял инициативу, но тогда новое знакомство не оправдало надежды. Или и вовсе предложение познакомиться было отвергнуто или осмеяно.
  • Ребенку не хватает самостоятельности. Не исключено, что малыш просто привык надеяться на помощь родителей. Он и не стремится завести новые знакомства, т.к. ждет, что за него это сделают родители или потенциальный товарищ.

Учим ребенка знакомиться

Первым делом, родителям нужно спросить у самого ребенка, почему он отказывается знакомиться со сверстниками. Естественно, делать это нужно деликатно, ненавязчиво, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что он в чем-то виноват. Поднимать тему лучше во время обыденной беседы, когда малыш максимально расположен к разговору. Вопросы должны быть наводящими — не скучно ли ему, нравятся ли ему ребята, с которыми он уже общается, хотел бы поиграть с другими детьми и т. д.

В некоторых случаях проблему нежелания знакомиться с новыми ребятами решить легко. Если ребенок говорит, что ему просто не нравятся, например, товарищи по игровой площадке, стоит поискать другую площадку, записать его в спортивную секцию или кружок по интересам, где можно будет найти новых знакомых. Следует понимать, что влияние коллектива на ребенка велико, и от выбранного окружения во многом будут зависеть его интересы, поведение и даже моральные ценности.

Если же причиной всему стеснительность и страхи, родителям нужно будет помочь ребенку и поддержать его, поэтому важно сохранять терпение и ни в коем случае не ругать за неумение самостоятельно заводить новые знакомства. Наоборот, нужно уделять ребенку больше внимания — больше общаться с ним, раскрепощая в процессе непринужденных бесед на самые разнообразные темы. Так он поймет, что общение — вполне естественный и интересный процесс.

Как помочь ребенку преодолеть страх перед новыми знакомствами?

  • Репетируйте сцены знакомства дома. В процессе игры дети не только раскрепощаются, но и становятся более восприимчивыми к новой информации. Используя кукол или мягкие игрушки, разыгрывайте классическую сцену знакомства, причем инициативу передайте ребенку.
  • Не бойтесь содействовать новым знакомствам. Интровертам необходима помощь в социализации, поэтому мамы и папы могут помочь ребенку найти новых друзей. Приглашайте в гости знакомых и коллег с детьми, знакомьте ребенка с другими ребятами на игровой площадке и обязательно поддерживайте любое желание пообщаться с товарищами.
  • Читайте сказки и смотрите фильмы о дружбе. Рассказанные в них истории помогут понять важность дружбы и, наверняка, простимулируют желание ребенка завести новые знакомства.
  • Подавайте правильный пример. Если в вашей семье не принято принимать гостей, встречаться с друзьями и знакомыми, то и у ребенка может не возникать желания знакомиться с ровесниками.

Со временем ребенку станет проще самостоятельно устанавливать контакт с окружающими. Возможно, он еще не готов проявлять инициативу, но по мере взросления ситуация изменится, и новые знакомства не будут вызывать ощущение дискомфорта. Главное — поддерживать ребенка и помогать ему постепенно преодолевать социальные страхи.

А ваш ребенок легко находит новых друзей, или вы помогаете ему в этом? Стоит ли, на ваш взгляд, принимать участие в детской социализации? Делитесь мнениями и опытом в комментариях.



Предварительный просмотр:

РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня дошкольника

Правильный режим дня — одно из важных условий нормального развития и роста в жизни ребенка дошкольного возраста. Но довольно часто выясняется, что ребенок никак не хочет этому режиму следовать: и ложиться вовремя ему не нравится, и вставать утром не хочется, и дневной сон превращается в ежедневный спор с мамой… Несколько проще придерживаться режима дня детям, посещающим детский сад, но и такие малыши частенько с удовольствием нарушают правила, как только им предоставляется такая возможность — например, в выходные. А уж не садовский ребенок часто живет и вовсе по режиму взрослого: поздно ложится спать, завтракает слишком рано или ужинает слишком поздно… Все это, конечно, на пользу дошкольнику не идет.

Каким должен быть режим дня?

Разумеется, нельзя говорить о каком-то строгом, до минуты выверенном режиме дня дошкольника: незначительные отступления, обусловленные индивидуальными особенностями ребенка, вполне допустимы. Но в качестве ориентира можно использовать такой режим: подъем в 7.30 утра, завтрак — 8.30−9.00, затем игры, развивающие занятия, прогулка, если позволяет погода, обед — с 12.30 до 13.30, затем двухчасовой сон, полдник (около 16.00), игры и занятия до ужина (в 18.30) и после него, отход ко сну не позже 21 часа.

При этом проблемы могут возникать буквально на каждом этапе режима — и вставать не хочется (слишком рано), и завтракать без капризов не получается, и гулять никак не соберемся, и днем спать не хотим… А уж вечером отправить ребенка в кровать — настоящая проблема.

Причины нарушения режима дня

Очень часто сложности с соблюдением режима объясняются недостатком физической активности ребенка в течение дня. Если малыш мало гуляет, не играет в подвижные игры, а проводит время исключительно перед телевизором или даже компьютером, ему не удается выпустить энергию — поэтому ребенок не устает, плохо ест и спит. С другой стороны, телевизор и компьютер становятся причиной возрастающего нервного напряжения, что также приводит к ухудшению аппетита и бессоннице. Помните, что физическая активность необходима ребенку и для развития, и просто для хорошего настроения, поэтому ее обязательно нужно включать в установленный режим. К пяти-шести годам ребенок вполне может освоить езду на велосипеде, катание на лыжах, плавание. Все эти занятия, поместившись между завтраком и обедом, и разбудят аппетит малыша, и помогут ребенку заснуть.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном — чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Строго говоря, это не катастрофа. Если ребенок спит 11,5−12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть — почитайте ему, поиграйте в спокойные игры, просто поболтайте.

При планировании дня дошкольника помните, что дети в большей степени, чем взрослые, чувствительны к естественному биологическому ритму. Так называемые пики работоспособности приходятся на периоды с 8 до 12 и с 16 до 18 часов; именно это время следует посвятить самым сложным и энергозатратным занятиям.

Многие родители утверждают, что их ребенок — «сова», а потому ему категорически не подходит описанный режим дня дошкольника. Конечно, бывает и такое. Но гораздо чаще детская «совиность» объясняется самыми прозаическими причинами. Например, тем, что ребенок слишком много смотрит телевизор, перевозбуждается, вечером не может заснуть, к утру не успевает выспаться и потому всю первую половину дня проводит в плохом настроении, отказывается от игр, а потом садится к телевизору. И на следующий день все вновь повторяется. Такое нарушение нормального режима не только мешает ребенку нормально расти и развиваться, но и формирует дурные привычки, с которыми потом будет очень сложно бороться.

И еще один совет. Если ваш ребенок ходит в детский сад, старайтесь придерживаться садовского графика и в выходные. Смена режима дня — это стресс для ребенка, именно поэтому после выходных, проведенных не по правилам, малыш встречает понедельник не в лучшей форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика и психология ненасилия. Педагогические воззрения Л.Н.Толстого.

Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал у...

Проблемы подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии

Проблема подготовки детей к обучению в школе в педагогике и психологии...

Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"

Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических  качеств ребенк. А так же поможет научить ре...

Реферат по специальной педагогике и психологии

Психология етей с ЗПР и проблемы их обучения и воспитания...

Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ..

Приказ и план наставничества производственной практики студентки 4 курса института "Психологии и педагогики" педагогом-психологом МАДОУ.....

Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...