Использование информационных технологий в работе с детьми и родителями ФГОС. Мастер класс.
консультация (средняя группа) на тему
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей дошкольного возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Особую актуальность в современных условиях имеет педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий в работе с детьми и родителями ФГОС. Мастер класс.
\
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей дошкольного возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Особую актуальность в современных условиях имеет педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Ст. 44 ФЗ об образовании гласит, что родители «имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»
Но без помощи квалифицированных специалистов реализовать свою роль
«первых педагогов для своих детей» мамам и папам будет проблематично.
Современная концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в понимании того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты, в частности дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Этой концепции соответствуют такие формы отношений между семьей и дошкольным учреждением как сотрудничество и взаимодействие, которые позволяют стать детскому саду открытой системой, где родители вовлечены в образовательный процесс.
Однако в настоящее время наблюдается отстраненность современных
семей от педагогического процесса ДОУ.
В современной дошкольном учреждении наиболее распространенными
являются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями
(проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев,
дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагогами
используются также групповые (групповые консультации, тренинги,
практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа,
переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми
трудовых десантов, спортивных соревнований. Использование средств
мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями
позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных
форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-
воспитательном процессе.
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое
условие полноценного развития дошкольников, так как
наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители
действуют согласованно.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического
процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности
элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей
разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования
разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить.
Новые современные возможности помогают в работе не только с
детьми, но и с их родителями. Работа с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих
подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути
требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном
развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в
воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении способствует
созданию благоприятного климата в семье, психологического и
эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Работа по
повышению педагогической и психологической культуры родителей через
проведение родительских собраний, совместную деятельность,
использование информационных технологий позволяет сделать работу
более успешной.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их
положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
ограниченное количество времени у родителей, как для посещения
родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
и отсутствие возможностей для своевременного предоставления
необходимой информации родителям.
Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и
демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас информационно-
коммуникативные технологии становится неотъемлемой частью работы с
родителями.
Во время проведения родительских собраний большую помощь могут
оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point.
Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не
только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики,
диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.),
но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и
детском саду. Современные возможности использования программы Power
Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли
бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания
ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается
продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и
визуальные.
Использование информационно-коммуникационных технологий в
организации совместной деятельности родителей и детей позволяет
значительно расширить возможности воспитательного процесса. Так,
например, при проведении гостиной "Мама, папа, я – читающая семья"
возможно использование фильма о литературных предпочтениях всех членов
семьи, созданного в программе Move Maker.
Значительно расширяют возможности организации эффективного
общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Мы предлагаем
несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с
семьями воспитанников:
- телемост
- телекоммуникационный проект
- дистанционные конференции
- создание информационно-методического журнала on-line
- создание сайта детского сада
Официальный сайт ДОУ – как одна из форм работы с родителями
посредством применения ИКТ.
Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет
предоставляет родителям возможность оперативного получения информации
о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях.
Создание и функционирование сайта образовательного учреждения
или группы направлены на решение следующих задач:
- формирование целостного позитивного имиджа образовательного
учреждения (группы);
- совершенствование информированности родителей о качестве
образовательных услуг в учреждении (группе);
- создание условий для взаимодействия участников образовательного
процесса, социальных партнеров образовательного учреждения;
- осуществление обмена педагогическим опытом;
- стимулирование творческой активности педагогов и родителей.
Для того чтобы привлечь внимание родителей к сайту, необходимо
обозначить наиболее интересные с точки зрения родителей разделы.
На сайте ДОУ родители могут получить полную информацию о
коллективе детского сада: педагогах, специалистах, медицинском
персонале, администрации.
Очень интересным родителям ознакомится с интерьером детского
сада. Ведь не организуешь каждому родителю экскурсию по детскому саду,
да еще с подробным описанием пособий и оборудования кабинетов
специалистов. На сайте можно увидеть фотографии и комментарии к ним. Обязательным является наличие контактов, чтобы родители могли
оставлять свои отзывы, комментарии, вопросы. Также активной формой
является гостевая книга, опрос, возможность оставлять комментарии – т.е.
родитель может не только читать информацию, но и общаться с
сотрудниками детского сада. Таким образом, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родитель хочет как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах
сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в
семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Современные родители мало стали обращать внимание на
информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления,
пока воспитатель не обратит их внимание. Несмотря на свою занятость,
проверить электронную почту всегда найдется время. Электронная почта
позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения
и воспитания каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог.
Родители также приобретают возможность сообщать воспитателю
необходимые сведения и задавать интересующие вопросы.
Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников. Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, что отражается на качестве образования воспитанников ДОУ.
Консультация для воспитателей «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями»
Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация (informatio) – разъяснение, осведомленность, изложение. Информация – ценнейший ресурс наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы ("иконы") бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо "обычное" – конкатенацией букв алфавита в слоги ("слоговое письмо") и т.д.
Информационные технологии (ИТ) – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.
Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации.
Основная классификация информационных технологий, это классификация, по технологии обработки:
1. Технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры).
2. Технологии обработки числовой информации (табличные процессоры).
3. Технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики).
4. Технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).
Все базовые информационные технологии делятся на три группы:
- Информационные системы.
- Офисные технологии.
- Теле коммуникации.
В зависимости от способа представления обрабатываемой информации ИТ делятся на следующие виды:
Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации.
- Текст – Текстовые процессоры
- Графика – Графические процессоры
- Звук – Средства обработки звука
- Данные – СУБД алгоритмические языки,табличные процессоры
- Знания – Экспертные системы
- Обьекты реального мира – Средства мультимедия
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.
В современной дошкольном учреждении наиболее распространенными остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев, дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагогами используются также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми трудовых десантов, спортивных соревнований. Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:
- применение программы Power Point
- применение программы Move Maker
- организация on-line взаимодействия
Охарактеризуем возможности предоставляемые каждым из этих путей. Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса. Так, например, при проведении гостиной "Мама, папа, я – читающая семья" возможно использование фильма о литературных предпочтениях всех членов семьи, созданного в программе Move Maker.
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
- телемост
- телекоммуникоционный проект
- дистанционные конференции
- создание информационно-методического журнала on-line
- создание сайта детского сада
Рассмотрим каждый из них.
Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.
Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.
Работа над проектом делится на несколько этапов:
- этап получения и обсуждения задания;
- этап поиска решений или необходимой информации;
- этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. Охарактеризуем их.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.
Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.
В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.
Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у координатора контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание участниками итогового образовательного продукта на конференции.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей воспитанников, так как большинство российских дошкольных учреждений не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции. У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. В чат-конференции из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».
Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...
«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».
Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Выступление на педагогическом часе «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального разви...
Выступление на педагогическом часе на тему: «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального разви...
Консультация для педагогов «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального разви...
"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)
quot;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)...