Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок»
методическая разработка (младшая группа) на тему
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_dorogam_skazok.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок»
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Песня В. Шаинского «В мире много сказок»
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте»
В. А. Сухомлинский
Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, психопрофилактическая работа с родителями. Задачи: • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного психического развития детей;
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала.
Наглядные материалы: Атрибуты для обыгрывания сказок, кукольные театры разных видов, новинки книжных изданий.
План работы
1. Вступление.
Цель: ознакомление родителей с темой семинара – практикума
2. Диалог с родителями. Закончи фразу
3. Опрос родителей «Любимая сказка вашего ребенка».
4. Результаты анкетирования детей «Моя любимая сказка».
5. Упражнение: «Собери пословицу о сказке и объясни ее значение»
Цель: Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной настрой;
6.Задания «Сложи картинку» (По сказке)
7. Дидактическая игра «Сказочный мяч»
8. Упражнение «Расскажите потешку»
Цель: передать эмоциональное состояние героев в проблемной ситуации.
9. Задание «Вы попали в сказку»
10. Особенности сказок
11. Упражнение «Придумай новую концовку сказки«Теремок»
Цель: Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
12.Заключительная часть
13. Вывод:
- Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на практическом семинаре «По дорогам сказок»
Одной из безусловных ценностей семьи является традиция семейных чтений. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%. Самые читающие страны сегодня – это Италия и Швейцария. России нет даже в десятке. Дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Диалог с родителями:
- Закончите фразу «СКАЗКА – ЭТО….»
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Он охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Опрос родителей «Любимая сказка вашего ребенка».
Результаты анкетирования детей «Моя любимая сказка».
Упражнение: «Собери пословицу о сказке и объясни ее значение» «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся»
«Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай»
Все без исключения малыши любят сказки. Сказочный мир таинственный и неповторимый. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка наиболее обсуждаемый в психолого-педагогической литературе. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Именно сказка: Позволяет ребенку пофантазировать, «проиграть»вымышленные ситуации, которых нет в окружающем мире. В сказке радостные и печальные события становятся доступными и понятными, поступки героев обоснованными. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказка как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам. Сказка способ развития мышления дошкольников: При слушании сказки у ребенка задействованы основные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Подтверждение этому загадки по сказкам:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Кот, Петух и Лиса)
Задания «Сложи картинку» (По сказке)
Сказка прекрасный художественный материал для упражнения в пересказе. Ведь в сказке красочный, выразительный язык, волшебство, четко прослеживается взаимосвязь событий.
Сказка обучает умению вести диалог. Например:
- Что говорила Маша Медведю, когда он понес пирожки бабушке с дедушкой?
Родители отвечают: - Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
- Что говорила Курочка Ряба деду с бабой, когда мышка разбила яичко?
Родители: - Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. Сказка развивает и активизирует словарный запас детей.
Дидактическая игра «Сказочный мяч»
Ведущий называет сказочного героя, а родители называют действия: Колобок – …. катится;
Заяц –…. прыгает;
Петушок – ….кукарекует;
Репка – ….растет;
Собачка –…. лает;
Медведь –…. ревет;
Курочка – ….кудахчет;
Мышка –…. пищит и т. д.
Игра «Слова - загадки»
Злой, серый – …. волк;
Рыжая, хитрая – …. лиса;
Круглый, вкусный – …. Колобок
И наоборот, называете героя, а ребенок определяет, какой он.
1. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
2. Родитель может предложить ребенку рассказывать сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
3. Предложить ребенку заканчивать фразу или добавлять последнее слово.
4. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
5. Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
• Упражнение «Расскажите потешку»
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко
Дам тебе горошка
Большое значение имеет работа над интонационной выразительностью. На примере потешки мы поупражняемся в передаче характера героев, используя интонацию, изменяя высоту голоса. Давайте попробуем рассказать потешку с разной интонацией. Каждая подгруппа получает по 2 задания.
Задания:
• Расскажите весело (петушок радуется горошку);
• Расскажите ласково (как пела петушку лиса);
• Низким голосом (как сказал бы медведь);
• Высоким голосом (как мышка);
Сказку можно пересказывать, используя персонажей кукольного театра (различных видов, впоследствии, заместив их моделями (кругами разной величины и цвета).
*Задание «Вы попали в сказку»
Придумайте, что могло с вами произойти, если вы очутились в сказке вместе с ребенком (для наглядности используются иллюстрации разных сказок).
Родители получают иллюстрации. Во время работы используется музыкальное сопровождение.
Особенности сказок:
В сказках часто встречаются повторяющиеся
определения: добрый конь; серый волк; красна девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко; идти, куда глаза глядят.
2. Часто в сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: солнце красное; красавица писаная…
3. Характерны для русских сказок краткие, усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил и глаголов хвать; подь…
4. Употребление уменьшительно - ласкательных имен существительных и имен прилагательных: сестрица Аленушка, Петушок, солнышко.
5. Добро всегда побеждает зло.
* Знакомство детей со сказкой должно быть наполнено играми. Сейчас вместе с вами мы попробуем другие способы работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях:
• Упражнение «Придумай новую концовку сказки«Теремок»
В русской народной сказке Медведь раздавил домик, где жили звери. Подумайте, как можно закончить сказку, чтобы был счастливый конец. Каждая подгруппа придумывает свою концовку и рассказывает ее.
Заключительная часть:
- Сегодня мы с вами вспомнили любимые сказки ваших детей, поупражнялись в сочинительстве, в определении характерных качеств героев, их действий, учились выразительно передавать характер героя.
Уважаемые родители, так, что вы запомнили, что вам стало понятно, что нового вы узнали?
Сказка - Оказывает терапевтический эффект (избавление от страхов); Выполняет воспитательные функции;
Развивает мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ; Развивает речь ребенка;
Позволяет ребенку пофантазировать, способствует развитию творческих способностей;
Способствует развитию коммуникативных навыков.
Вывод:
Сказка – неизменный спутник детства. Велика ее роль в жизни ребенка.
Комбинируя различные приемы, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. И мы надеемся, эти приемы помогут вам заинтересовать детей сказкой, научить слушать и любить ее.
Памятка
1. Необходимо завести детскую библиотечку. Книги должны соответствовать возрасту вашего ребенка. Не только чтение текстов, но и рассматривание иллюстраций помогает создать положительный эмоциональный настрой.
2. Восприятию сказок способствует умелое ее прочтение (интонация, пауза, выделение голосом наиболее существенных моментов содержания, эмоциональное отношение к событию);
3. Немаловажную роль в развитии играет повторное слушание одних и тех же сказок. В этом случае проявление эмоций предвосхищает наиболее острые события, ребенок начинает содействовать герою заранее. Ребенок должен быть вовлечен в борьбу
сказочных героев, вообразить себя участником событий, для того чтобы прийти к тем мыслям и переживаниям, которые хочет вызвать у него автор;
4. Готовясь к беседе с ребенком, родитель должен придумать вопросы, которые задаст ребенку. Беседа не должна состоять из нотаций и поучений. Это снизит эмоциональное состояние, ту радость, которую ребенок получил от хорошей сказки;
5. Поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомые сказки бабушке, папе, сестре и даже игрушкам.
Сказки для детей 2-4 лет
Золотое яичко
Репка Колобок
Петушок и бобовое зернышко
Волк и козлята
Теремок
Кот, петух и лиса
Пых
Два жадных медвежонка
Сладкая каша
Рукавичка
У солнышка в гостях
Гуси – лебеди
Маша и медведь
Лиса и Заяц
. У страха глаза велики
Бычок- черный бочок, белые копытца
Лиса и журавль
Хитрая лиса
Заяц – хваста
Коза- дереза
Сказки для детей 4-5 лет
Журавль и цапля
Лисичка-сестричка и волк
Зимовье
Снегурочка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Жихарка .
Колосок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».
Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....
Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок". Воспитатель Халикова Валентина Владимировна
В мире мног...
Семинар - практикум с педагогами на тему: "Дорога. Ребенок. Безопасность."
Семинар - практиукм с педагогами на тему "Дорога. Ребенок. Безопасность."...
Семинар – практикум: «Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Семинар – практикум: «Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников посредством театрализованной деятельности»....
семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....
Семинар-практикум: "Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»
Деловая игра с практическими заданиями...