трудовое воспитание
консультация (старшая группа) на тему

Перепелкина Светлана Владимировна

трудовое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа№967

Трудовое воспитание дошкольников.

(консультация для родителей)

Воспитатель: Перепелкина С.В.

Москва,2017г.

Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее. Поэтому в  работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест,  у детей развиваются такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общественного развития, расширению интересов, появлению форм сотрудничества, формированию нравственных качеств…..

Только при хорошей организации трудовой деятельности, под четким руководством педагога можно решать воспитательные цели, и ребенок будет испытывать радость от труда.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляется последовательно систематично, с учетом возрастных и особенностей.

Как говорилось выше, трудовое воспитание является составляющей частью всестороннего развития ребенка, частью нравственного воспитания и неотъемлемым элементом социализации. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируются нравственные и волевые качества: ответственность, целеустремленность, бережное заботливое отношение к живой природе, уважение к труду взрослых, а при коллективном труде у ребенка формируются такие нравственные чувства, как дружба, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Я ставлю перед собой следующие задачи трудового воспитания.

  1. Развития интереса к труду взрослых.
  2. Воспитание желания трудиться.
  3. Формирование навыков элементарной трудовой деятельности.
  4. Воспитание трудолюбия.

Трудовое воспитание  осуществляется по двум направлениям.

  • Детская трудовая деятельность.
  • Знакомство с трудом взрослых и развитие интереса к будущей профессии.

1.Трудовая деятельность.

В соответствие с программой обучения и воспитания в работе с детьми наибольшее внимание уделяется следующим видам детской трудовой деятельности.

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе ( труд в природе (на участке), труд в уголке природы)
  • Ручной труд.

Для развития трудовой деятельности в группе созданы определенные условия.

В группе оформлены и функционируют уголки для трудовой и самостоятельной деятельности.

  • Художественный.
  • Конструктивно-строительный.
  • Уголок природы.
  • Уголок хозяйственно-бытового труда.

В работе с детьми по трудовому воспитанию используюется разнообразный материал.

-природный.

-бросовый.

-различные конструкторы.

-материал для развития мелкой моторики.

Групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно-творческим способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

В своей работе я использую разные формы труда.

  • Поручение.
  • Дежурства.

-в уголке природы.

-по столовой.

-по занятиям.

  • Коллективный труд.

Трудовая деятельность осуществляется под четким руководством взрослого.

Я выделяю следующие аспекты руководства трудовой деятельностью:

  • Подчеркиваю общественную значимость труда.
  • Слежу за тем, чтобы все виды труда соответствовали возрастным особенностям детей.
  • Строго соблюдаю нормы перегрузки, слежу за тем, чтобы не было переутомления.
  • Постепенно расширяю самостоятельность детей.
  • Создаю благоприятную психологическую атмосферу, формирую у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу.
  • Направляю внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий

2.Знакомство с трудом взрослых и развитие интереса к будущей профессии.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщение к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить словарь. Непринужденные беседы взрослых с детьми обеспечивают развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения развивают интерес к трудовой деятельности.

В работе по ознакомлению с трудом взрослых  реализуются следующие задачи.

  • Развивается интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
  • Формируются  представления о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
  • Учить понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, жесты, позы.
  • В процессе общения с окружающими людьми учит контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.

Развитие интереса к будущей профессии осуществляю через ознакомление с трудом взрослых, через знакомство с самыми разнообразными профессиями. Данная задача  решается через разные формы организации детей.

  • Беседы о труде взрослых.
  • Беседа с сотрудниками детского сада (с поваром , с фельдшером, с прачкой)
  • Рассматривание иллюстраций и картин.
  • Экскурсии

Экскурсии за пределы группы ( в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет), а также экскурсии за пределы детского сада (на почту, на вокзал) знакомят с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Экскурсии за пределы детского сада

  • Игра

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра , и поэтому самая распространенная и эффективная форма ознакомления с трудом взрослых — именно игра.

1.Дидактические и настольно-печатные (в группе есть подборка дидактических игр из серии профессии)

2.Сюжетно-ролевая игра.

В группе оформлены уголки для сюжетно ролевых, с учетом возрастных  особенностей.

  • Магазин
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Строитель

Помимо оформленных игровых уголков, есть наборы для сюжетно-ролевых игр.

  • Почта.          
  • Корабль.
  • Школа.      
  • Автобус
  • Солдаты.

Все вышеперечисленные игровые уголки и наборы сюжетно ролевых игр помогают знакомить детей с профессиями.

Все дети, с большим удовольствием играют в этих уголках, как под руководством взрослого, так и самостоятельно

Систематически работая в данном направление, удается решить основные задачи трудового воспитания : У детей развивается интерес и уважительное отношение к труду взрослых, они стали бережно относиться к продуктам труда .У детей появилось стремление трудиться и осознание полезности своего труда. Ну и конечно же у детей формируются нравственные чувства и качества ( чувство коллективизма, целеустремленность, ответственность и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".

АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...