Консультация "Детские страхи"
консультация (младшая группа) на тему
Для маленького ребенка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий, реакций, поступков. Он еще не умеет управлять ими, например, сдерживаться, заставив себя не плакать, или не смеяться, отказаться от желаемого или вести себя спокойно в то время, когда его что-то тревожит: он целиком во власти чувств. Вот почему возникшее по какой-либо причине чувство страха захватывает его с особой силой и переживается ребенком очень бурно. А причин для возникновения страха у малыша, впервые открывающего мир, на каждом шагу. Вот он встретился с чем-то для него невиданным – удивился, проявил любопытство и, не умея объяснить увиденное (а этого сделать он еще не может!), испугался. Если взрослые не заметили реакцию ребенка или не сочли нужным успокоить его ( а еще хуже – стали подтрунивать над ним), то испуг может надолго оставить след в его душе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Детские страхи»
Для маленького ребенка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий, реакций, поступков. Он еще не умеет управлять ими, например, сдерживаться, заставив себя не плакать, или не смеяться, отказаться от желаемого или вести себя спокойно в то время, когда его что-то тревожит: он целиком во власти чувств. Вот почему возникшее по какой-либо причине чувство страха захватывает его с особой силой и переживается ребенком очень бурно. А причин для возникновения страха у малыша, впервые открывающего мир, на каждом шагу. Вот он встретился с чем-то для него невиданным – удивился, проявил любопытство и, не умея объяснить увиденное (а этого сделать он еще не может!), испугался. Если взрослые не заметили реакцию ребенка или не сочли нужным успокоить его ( а еще хуже – стали подтрунивать над ним), то испуг может надолго оставить след в его душе.
Чувство страха по-разному действует на детей, в зависимости от особенностей нервной системы. Одни притихают, другие наоборот, возбуждаются - безудержно плачут, третьи - прячутся, ищут защиты у мамы, папы, бабушки. Однако во всех случаях страх плохо влияет на ребенка, угнетает его, вызывает нервное напряжение и отрицательно сказывается на физическом и психологическом состоянии.
Ребенок, которому сопутствует чувство страха, обычно скован, замкнут, менее коммуникабелен, чем его сверстники. Он более робок, недоверчив, постоянно чем-то насторожен и часто встреча с новым, с неизведанным сопряжена с испугом. Все это лишает его многих радостей, и постоянное напряжение, переходящее в устойчивое чувство страха, может привести к развитию неврозов. Они могут проявляться в расстройстве сна, подавленности, снижении внимания и работоспособности, неуравновешенности и агрессивности.
Что может пугать ребенка? Так, чувство тревоги и испуг могут возникать у малыша в связи с встречающимися неизвестными для него предметами, «незнакомыми тетями и дядями». Его могут пугать и преобразившееся лицо близкого человека, надевшего очки, и внезапное обращение к ребенку резким тоном, и громкая музыка, и даже новая заводная и издающая звук игрушка.
Маленькие дети боятся темноты, так как не узнают силуэтов знакомых предметов, хотя они выглядели при дневном освещении совсем «не страшно». Их удивляют и пугают новые звуки. Часто они путают сновидения с реальными событиями.
В дошкольные годы растущий человек с особой чуткостью присматривается к взрослым, вслушивается в их речь, старается осмысливать их суждениям, подражать им. Об этом не стоит забывать и почаще спрашивать себя: какой пример, мы подаем ребенку?
К сожалению, мы не всегда принимаем во внимание, что иногда сами являемся источником возникновения страха у ребенка.
– Никто никогда не пугал Наташу ничем, а она боится оставаться одна в комнате. Почему? – недоумевает мать и не может найти причину. Мать и не подозревает, что причиной является … она сама. Когда Наташин отец уходит на работу в ночную смену, мать, закрывая дверь на внутренние запоры, говорит шутя: «Вот теперь, доченька, нас с тобой никто не заберет!»
Она полагала, что шестилетняя девочка понимает это как шутку, но та не замечала маминого веселого тона, а воспринимала то, что было для нее главным: не закрой они дверь, и тогда…
Случалось, девочка говорила: «Я боюсь…», «Мне страшно…», «Мне кажется, что там есть кто-то…» - и мама снова отшучивалась: «Если кажется - крестись!» Матери не приходило в голову, что своими так называемыми шутками невольно давала девочке «рецепт» от страха: мол, крестись – и все пройдет!
Причиной детских страхов может стать просмотренная телепередача для взрослых и неправильно понятая ребенком, «страшная» сказка, в которой упоминается Баба Яга и Леший, Кощей и Змей Горыныч, или история, рассказанная при нем, которую он дополнил собственным воображением. Нельзя забывать о том, что дошкольник склонен фантазировать. Его фантазия может проявляться в самых причудливых формах, так как он еще не умеет отличать действительное от воображаемого, а образы, создаваемые им, воспринимаются как реальность, и он верит в них. Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы, например длительным просмотром телевизионных передач, различных зрелищных и увеселительных мероприятий.
Но главная причина детских страхов – ошибки воспитания. Нередко родители, чтобы заставить ребенка слушаться, прибегают к невинным, на их взгляд, запугиваниям.
– Если сейчас же не прекратишь кричать на улице, отдам тебя чужой тете!
– Мне не нужен непослушный мальчик, заберите эту плаксу! – говорит мама, обращаясь к прохожим, и отходит от ребенка.
Среди прохожих непременно находится желающий поддержать «игру»: кто-то протягивает руку малышу, делая вид, что хочет забрать его с собой, а кто-то даже раскрывает хозяйственную сумку и предлагает ему залезть туда…
Действительно, это производит впечатление на малыша. Он притихает, бежит к маме, прячется за нее, глаза широко раскрыты.
И вот ребенок начинает бояться «чужих» тетей и дядей, «буки с рогами» и темноты, оставаться одному в комнате. Так в его душе поселяется страх, который начинает сопутствовать детской жизни.
Обязанность взрослых – предупреждать возникновение страхов у детей. И иногда не следует прибегать к запугиваниям ребенка, какими бы они не казались на взгляд взрослого невинными.
Ребенок слишком беззащитен и внушаем: его собственный жизненный опыт мал, а доверие к слову взрослого, в том числе и к угрозе, безгранично, его психика еще слишком хрупкая – ее надо беречь. Дети должны быть радостными и спокойными. Обеспечить это – долг каждого родителя.
Очень важно иногда ставить ребенка в такие условия, при которых он становится как бы участником в преодолении собственного страха. Например, можно давать поручения зайти одному в комнату и отыскать там какую-либо вещь. При этом задание должно выглядеть как вытекающее из естественно сложившейся ситуации: «Зайди в комнату и разыщи в шкафу мой шарф, я уже одета»; «Зайди в свою комнату и выбери себе ту игрушку, которая тебе понадобиться на прогулке» и т.п.
Страх – это всегда для ребенка не что иное, как психическая травмв. Нельзя не учитывать особенности психики дошкольника, еще не сформировавшейся, не окрепшей и поэтому очень ранимой. Маленький ребенок отличается особой незащищенностью перед всякого рода «страшными» для него событиями, религиозными влияниями, суевериями и «чудесами», которые поражают его воображение.
Задача воспитателей и родителей предотвращать такие ситуации, которые бы пугали ребенка, воспитывать его в материалистическом духе.
И еще одна из задач – создавать детям радостное мироощущение, настроение оптимизма, раскованности. Этому содействуют международные праздники и коллективные дни рождения, отмечаемые в детском саду и в семье, досуг и развлечения, спортивные состязания и встречи любимыми героями из знакомых литературных произведений и многое другое.
Растить здоровое жизнерадостное поколение – одна из социальных задач нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.
В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов, различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях со своим ребенком, с группой детей...
Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.
Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...
Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления. Что делать, если ребёнок испытывает страх.
Рекомендации родителям по преодолению детских страхов...
Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом
СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....
Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).
В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы с ними, описываются игры и игровые упражнения....
"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....