«Как эффективно читать детям сказки? Придумываем ТРИЗ задачи для детей.»
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Как эффективно читать детям сказки?
Придумываем ТРИЗ задачи для детей.»
(консультация для родителей)
Подготовила и провела
Воспитатель Максимова М.Р.
МБДОУ №19
Сейчас есть много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу, но мы с детьми научились искать такие интересненькие вопросики в любой сказке.
Сегодня поговорим о самых обычных сказках. Есть ли в них изобретательские, творческие вопросы?
Оказывается, в обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые вы можете обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности, но и просто веселым времяпрепровождением. Как это правильно сделать ?Читаю сказку “Кот, петух и лиса”. В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, я останавливаюсь и спрашиваю у ребят:“А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?” Сначала дети выдают обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая и читаем ее не в первый раз. “Надо кричать громче, чтобы кот услышал." “Петушку надо ждать кота.” “Да, но ведь “ждать” - это не активное действие, а что если все-таки попробовать выбраться самому?” — подсказываю я.
В какой-то момент ребята забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей.
“Можно клюнуть больно-больно лису.” — предлагает один из детей.
“Или отвлечь лису. Например, сказать: смотри, там за кустом жирный заяц. Беги посмотри, а я тебя тут подожду.” — решение похитрее .
“А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!”
“Может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?”
“Или рассказать историю о том, как одна лиса хотела съесть петуха, да косточкой подавилась и умерла.”
Эта простая иллюстрация, как сказки могут стать незаменимым помощником в деле развития творческого мышления и умения решать открытые задачи.
Во многих сказках есть моменты, которые можно превратить в интересные ТРИЗ вопросы. Объясните ребенку, что нет одного правильного ответа. Главное — придумать как можно больше вариантов. На первом этапе можно даже не обсуждать, какое решение лучше и почему. После, когда вы будете находить по 5-10 решений, можно начать рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта. И, тем самым, стараться найти наиболее выгодное.
Ищем ТРИЗ задачи в известных сказках:
«Аленушка и братец Иванушка»
Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)
«Бременские музыканты»
Друзья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Конечно, дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор — испугать разбойников. Постарайтесь придумать другие решения. Например, начать кричать: “пожар, пожар”; перессорить разбойников между собой)
«Серая шейка»
Наступила зима, пруд застыл и теперь лиса может съесть уточку. Что среая шейка может придумать, чтобы не попасть в зубы лисе?
«Золушка»
Золушка хочет пойти на бал, но у нее нет доброй тети-волшебницы. Что она может придумать, чтобы оказаться там?
«Гадкий утенок»
Когда утенок улетел с хозяйского двора, то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей охотников?
«Краденое солнце»
Крокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Или другой вопрос: как медведю найти своих медвежат в темноте?
Список можно продолжать до бесконечности. Главное не он, а то, что любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересной ТРИЗ задачей и полезным уроком. Здорово, если родители видят это сами и умеют показать детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен ярко выраженный интерес к окружающей...
«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.
проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...
Составление и решение задач. Игры-задачи для детей дошкольного возраста. 27.04.23
Составление и решение задач. Игры-задачи для детей дошкольного возраста....