Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.
консультация (старшая группа) на тему
В данной консультации поясняется важность проведения артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_gimnastika.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями.
Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Начинать заботиться о правильности речи ребенка необходимо как можно раньше.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Язык – главная мышца органов речи и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединения простых движений в сложные.
Как проводить артикуляционную гимнастику
- Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя.
- Упражнения выполняются от простого к сложному.
- Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
- На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.
- Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
- Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
- Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую - губы (сомкнуть губы).
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1.Лягушка.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.2. Хоботок.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.3. Лягушка – хоботок.
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».4. Окошко.
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).5. Лопаточка.
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.6. Иголочка.
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.7. Лопаточка-иголочка.
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».8. Часики.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.9. Качели.
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.10. Лошадка.
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц
1. Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.
Лягушка – хоботок.
2. Лопаточка.
3. Накажем непослушный язычок.
Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».4. Киска сердится.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается5. Упрямый ослик.
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.6. Трубочка.
Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.7. Качели
8. Чистим нижние зубы.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.9. Посчитай нижние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч
Лягушка – хоботок.
2. Лопаточка.
3. Накажем непослушный язычок.
4. Чашечка.
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.5. Бублик.
Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.6. Фокус.
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.7. Лошадка.
8. Маляр.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.9. Вкусное варенье.
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (намазать) губку вареньем.10. Грибок.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.11. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль
Лягушка – хоботок.
2. Лопаточка.
3. Накажем непослушный язычок.
4. Вкусное варенье.
5. Качели.
6. Пароход.
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить - кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.7. Индюк.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.8. Маляр
9. Чистим верхние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.10. Посчитай зубки.
В этом комплексе «считаем» верхние зубы.11. Поймаем звук «л».
Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь
Качели.
2. Маляр.
3. Чистим верхние зубы.
4. Посчитай верхние зубы.
5. Лошадка
6. Грибок
7. Гармошка
8. Барабан.
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться9. Комарик.
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался.10. Моторчик
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями и воспитателями группы детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...
Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»
Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...
Мастер -класс "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения"
Материал представлен в виде презентации, которую можно использовать в работе с родителями, так и для педагогов. В ней описаны цели артикуляционной гимнастики, для чего она нужна, правила проведения. Т...
Артикуляционная гимнастика - как основа правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика - как основа правильного звукопроизношения...
"Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Артикуляционная гимнастика является основой для правильного звукопроизношения...