Воспитание без физического насилия
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание ребенка без физического наказания
3наете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как.
Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения».
Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь».
Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».
Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».
Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»
Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?
Схема поведения следующая: ситуация-мысли- чувства-действия.
Ситуация. Причины
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
- не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
- обманывает; ворует;
- не выполняет домашних обязанностей;
- ломает игрушки, портит вещи;
- капризничает во время еды, при отходе ко сну;
- надоедает, пристает, требует;
- делает все медленно;
- плохо учится;
- ноет, хнычет.
Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией.
Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, каким они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.
Чувства
Отрицательные чувства родителей: раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят к действиям (физическому наказанию).
Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.
Эту цепь родители могут прервать на любом этапе!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. На уровне ситуации
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести ceбя неправильно
Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделить ребенку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним, поговорите. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои высокие чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).
2. На уровне мыслей и образов
Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям
Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы «научить ее не выбегать на шумную улицу»
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста шести-семи лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности. И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут
3. На уровне чувств
Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании
Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет»
Предложение: используйте те приемы самоуспокоения, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до десяти, расслабление мышц.
4. На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание
Пример: ребенок толкается и возится до тех пор, пока его не отшлепают. Тогда он успокаивается.
Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще не испробовали.
ВНИМАНИЕ!
Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте:
- отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
- не требуете ли вы от него слишком многого?
- может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, - это сигнал тревоги, говорящий, что он попал в трудную ситуацию?
- можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не причинив насилия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Защитим детей от физического насилия"
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребен...
Физическое насилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие
Теоретическое сообщение с видеопрезентацией на тему: "Физическое наилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие"...
Консультация для родителей «Защитим детей от физического насилия»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок наход...
Тренинг«Профилактика физического насилия в семье»
Тренинг«Профилактика физического насилия в семье»...
Конспект занятия по профилактике физического насилия с детьми 5–6 лет «Сказки нам помогут"
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 5-6 лет «Сказки нам помогут» (профилактика физического насилия при работе с русской народной сказкой...
Буклет для родителей "Физическое насилие как метод воспитания"
Рекомендации родителям...