Родительский лекторий "Школьная зрелость ребенка"
консультация (подготовительная группа) на тему

Материал подготовлен с целью оказания психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме подготовки ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_lektoriy_regentova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ 57 г. Мурманска

Родительский лекторий «Школьная зрелость ребенка»

Педагог: Регентова Татьяна Борисовна

Цель: просвещение родителей по проблеме поступления воспитанников в школу, оказание психолого-педагогической помощи по данному вопросу.

Ход мероприятия:

-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас видеть! Сегодня нам хотелось бы обсудить с вами проблему готовности детей к школе в условиях введения ФГОС, тем самым повысить вашу родительскую компетентность по данному вопросу.        

Время скоротечно и уже не за горами 1сентября 2015 г., когда наши дети сядут за школьные парты. Это будет уже первая ступенька ваших ребят в большую, взрослую жизнь! Первый день в школе – это цветы, улыбки, поздравления и радостные волнения «Мы уже школьники!». Но это проходит, и наступают школьные будни не только  с радостью познания нового, маленькими победами,  но и трудностями и неудачами. Поэтому уже сейчас вся наша, заметьте НАША, совместная работа должна быть направлена на успешную адаптацию детей к школьному обучению. Но это не значит, что мы должны заочно перелопатить со своими детьми программу первого класса. Делать подобное совершенно ни к чему. Мы должны убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Как сказал отечественный психолог Венгер Леонид Абрамович «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Сейчас я поделюсь с вами рецептом одного очень полезного салата под экстравагантным названием «Школьная зрелость или готовность к школе». Итак, запоминайте, какие ингредиенты туда входят:

1 - физиологическая готовность, которая включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без  внимания результаты медицинского обследования, которое будет проходить перед школой. К семи годам должна быть хорошо сформирована мелкая моторика, ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. Рука будет готова к письму.

  2 - интеллектуальная подготовка. В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь. Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

  3 - эмоционально-волевая зрелость подразумевает:

  • Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
  • Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать что можно, нужно и нельзя.
  • Умение управлять своей умственной деятельностью -  выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности. Учите детей быть ответственными за свои поступки.

        Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

4 - социально-личностная готовность. Это:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении). Для чего все это нужно? Если все 25 человек в классе будут говорить или спрашивать что-то у учителя одновременно, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Если у ребенка будет затруднен  контакт с учителем, то он будет бояться отвечать у доски, не сможет по необходимости уточнить задание, вовремя просить о помощи и др.
  • Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
  • Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным, соблюдать правила школьной жизни.
  • Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом,  вместе искать решения конфликтов).
  • Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
  • Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку) - чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой».

Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника:

  • Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
  • Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.
  • Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
  • Стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека.

Помните, что представления о школьной жизни у ребят складываются из наших с вами высказываний, бесед о школе. Поэтому оставьте все критические замечания в адрес школы, учителей, программ при себе.

Ребенку следует давать ребенку только положительную информацию о школе (беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу). Постарайтесь рассказать ребенку как можно больше ярких моментов из своей школьной жизни, о своих учителях, о своих первых трудностях и о том, как вы с ними справились, а так же о том, как вам пригодились в жизни школьные знания.

Не запугивайте детей школой и в то же время не обещайте лёгких побед. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное. Итак, смешиваем данные ингредиенты в равных пропорциях и получаем наиполезнейшее блюдо для своего ребенка.

Родители самое главное помните, быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать, этому научит учитель, важно сформировать у детей желание и умение всему этому научиться. И хочу заметить, что всё «спихивать» на детский сад, на школы не нужно! Всё воспитание ребенка первостепенно идет из семьи, находите время для разговоров, бесед, объяснений с ребенком.

Также доказано, что счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче. Учите деток быть счастливыми, радоваться солнышку, каким – то мелочам. Сотрудничайте с детским садом, воспитателями группы. Ваше старание обеспечит чувство комфортности и уверенности ребенку в школьной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Воспитанный ребенок - успешный ребенок"

Формирование культуры поведения дошкольников в рамках ФГОС в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Форма и тема мероприятия полезны, как для родителей, так и для ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ. Степень психосоциальной зрелости ребенка . Тестовая беседа С.А. Банкова

В материале представлен перечень вопросов тестовой беседы по определению психосоциальной зрелости ребенка подготовителной ук школе группы, предложенной С.А. Банковым....

Родительское собрание "Здоровый ребенок -успешный ребенок -счастливый ребенок"

Создание условий для сотрудничества родителей и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ....

Конспект Родительское собрания «Успешный ребенок — тактика родительской поддержки».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, жизнерадостен, хорошо учился в школе, выбрал себе профессию, был успешным в своей жизни......

Тест «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

Проводиться в форме беседы вопрос-ответ....

Консультация на родительском собрании: "Здоровый ребенок - умный ребенок"

В консультации предложены рекомендации по самомассажу, говорится о значении ритмизации артикуляционной гимнастики, о роли командного взаимодействия специалистов и родителей в коррекции речи....