Игры и упражнения.
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям
Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков детей дошкольного возраста
Каждый логопед, работающий с дошкольниками с общим недоразвитием речи(ОНР), сталкивается с большими трудностями при подготовке детей к школе.
У детей с ОНР не сформировано не одно, а несколько звеньев единой языковой системы. У детей с ОНР наблюдается крайне бедный словарь, часто только обиходный. Недостаточно сформирован грамматический строй речи, страдает фонематическая сторона речи. Такие дети плохо понимают речь взрослого из-за ограниченности импрессивного и экспрессивного словаря и недоступности семантики (смысла) многих слов. Следствием этого является практическое отсутствие связной речи. У детей дошкольного возраста с ОНР неразвиты базовые внеречевые процессы : моторика (общая и мелкая),восприятие, память, мышление и пр.. У них наблюдается соматическая ослабленность и своеобразные поведенческие реакции. Такие дошкольники зачастую или крайне расторможены со своеобразными поведенческими реакциями или крайне заторможены, медлительны.
Предлагаемые задания являются базовыми и могут быть использованы на примере любого лексического материала. Их можно дополнить, развить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«нарисуй или наклей картинки на заданную тему»
Предлагаемые цели задания :
- Расширение, активизация словаря по любой лексической тематике / назови что (кто) это? / ;
- Формирование грамматического строя речи / поочередно закрывать по одной картинке – назови чего (кого) нет? / ;
- Развитие фонематического слуха / родитель называет картинки : хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «С» и т.д. / ;
- Автоматизация звуков речи / назови картинки, в названии которых есть звук «Р» и т.д. / ;
- Обучение элементам грамоты / определи первые звуки в названии предметов и т.д. / .
«Назови и раскрась»
Предлагаемые цели задания :
- Активизация словаря / назови каждый предмет, назови только…., / ;
- Формирование навыка обобщения предметов по основным признакам ;
- Развитие сенсорики, уточнение и закрепление знаний ребенка о цвете, форме, величине ;
- Развитие слухоречевого внимания / например, первым раскрась…, а вторым раскрась…, синим раскрась…, а красным… / ;
- Формирование грамматического строя речи / например, сколько овощей, сколько фруктов, сколько всего…; красный круглый помидор, желтое овальное яблоко / ;
- Развивать умения удерживать в памяти и правильно выполнять многоступенчатые инструкции / например, раскрась…, сосчитай…, назови / ;
«назови правильно»
Предлагаемая цель задания :
- Формирование грамматического строя речи / например, закрепление умения детей правильно согласовывать существительные с числительными – назови : что это и сколько? Одна морковка, две морковки ит.д. / . для выполнения задания используют зрительный ряд из пяти одинаковых предметов. Важно открывать предметы поочередно для называния их ребенком.
«найди одинаковые по форме и величине предметы и раскрась их»
Предлагаемые цели задания :
- Закрепление знаний ребенка о цвете, форме, величине предметов, геометрических формах, количестве;
- Развитие слухового, зрительного внимания и памяти ребенка. Например :а)найди и раскрась предметы, похожие на круг; б)найди и раскрась пары одинаковых предметов; в) найди и раскрась одинаковые по форме, но разные по величине.
Найди лишний предмет
Предлагаемые цели задания :
- Учить обобщать предметы по заданным признакам;
- Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Например : зачеркни среди предметов один, который нельзя назвать так же, как остальные; назови общим словом незачеркнутые предметы; назови незачеркнутые предметы по порядку; назови зачеркнутый предмет / со зрительной опоры; вспомни и назови зачеркнутый предмет / без зрительной опоры.
«назови наоборот»
Предлагаемые цели задания :
Расширение и активизация словаря антонимов на примере :
- Прилагательных / мокрый – сухой ;
- Приставочных глаголов / въехал – выехал ;
- Наречий / жарко – холодно.
Придумать, показать и объяснить такие примеры, чтобы в контекстной речи ребенку был понятен смысл данных слов. При показе возможно использовать действия, выполняемые настоящими предметами или игрушками. Например : грузовик выезжает из гаража, а легковая машина въезжает в гараж.
«подбери нужное слово (прилагательное к существительному)»
Предлагаемые цели задания :
- Расширение и активизация словаря признаков по разным лексическим темам;
- Формирование грамматического строя речи.
«подбери слово (глагол к существительному)»
Предлагаемые цели задания :
- Расширение словаря;
- Формирование грамматического строя речи;
- Составление предложений из 2-х слов по схеме / кто, что делает? / .
«нарисовать предмет в круге, квадрате»
Предлагаемые цели задания :
- Учить ребенка ориентироваться в заданном пространстве / круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, многоугольнике, клетке, между двумя линиями / , соблюдая его границы и промежутки;
- Осуществлять многократное, точное повторение / перенос / , соблюдая заданную программу рисования;
- Тренировать мелкую моторику пальцев рук;
- Совершенствовать графико-моторные навыки;
- Развивать зрительный гнозис и пальцевой праксис;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие;
- Совершенствовать умение удерживать многоступенчатую инструкцию и действовать, соблюдая поэтапную очередность.
«заштриховать предмет»
Предлагаемые цели задания :
- Осуществлять многократное повторение / перенос / , соблюдая данную программу рисования;
- Тренировать мелкую моторику пальцев рук;
- Учить детей заштриховывать предмет в соответствии с заданным направлением и / или / цветом.
Варианты заданий для детей подготовительных к школе групп
При обучении детей элементам грамоты даются варианты заданий. Предупреждающие возможные нарушения письменной речи :
- Впиши букву в пространство, в клетку;
- Напиши слог;
- Составь из слогов слово;
- Напиши слово;
- Найди и назови правильно написанные буквы;
- Зачеркни неправильно написанные буквы;
- Собери маленькое слово из букв и напиши его;
- Соедини слоги в слава и напиши их;
- Определи и обозначь место звука в слове (начало, середина, конец)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ
«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"
Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...
Картотека игр и упражнений для родителей и детей «Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет»
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления пр...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...