консультация "Знакомство дошкольников с родословной"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольника с родословной
«Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие»
А. С. Пушкин
Почему малышу так важно знать о своих предках, историю своей семьи и как правильно рассказать ему о том, что было до его рождения?
Знакомство с историей семьи и родословной чаще всего не входит в круг воспитательных задач родителей. Они стремятся научить ребенка читать, писать, выучить иностранный язык, танцевать или играть на музыкальном инструменте.
И с одной стороны их можно понять. Ребенок и так живет в семье, маму с папой знает, других родственников тоже. А для успешной реализации в жизни знание истории своей семьи необязательно.
К сожалению, это так, и это грустно. В современном мире изучение своей истории, родословной является скорее чем-то необычным, милым хобби, нежели чем-то естественным и повседневным. А ведь забывая о своих предках, мы не только теряем часть своей истории, но и утрачиваем свою самобытность, причастность к роду, уважение к корням.
Знакомство со своей родословной входит в программу нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Но, увы, работа не всегда ведется, потому что без подключения родителей к данной теме знакомить ребенка с историей его собственной семьи проблематично.
А тема сложна и для самих взрослых тоже. Много ли ваших знакомых занимаются составлением своего генеалогического (язык сломаешь) древа? А что, кроме имени, фамилии и месте проживания вы знаете о своих бабушках и прабабушках?
Знакомство дошкольника с родословной, создание генеалогического древа (кстати, в работе с маленькими детьми этот термин можно не употреблять, достаточно слов – дерево семьи), является интересным захватывающим делом, которое объединяет всю семью.
А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Для малыша оно означает чувство сплочения, единства, в таких ситуациях он ощущает поддержку всей семьи и наполняется внутренней уверенностью и ресурсами, которые в дальнейшем будут помогать справляться с трудностями.
Развитие компьютерных технологий в некоторой степени облегчает работу по составлению родословной. Существует большое количество программ, с помощью которых можно нарисовать схему родословной любой сложности, любого объема, оформить электронный вариант семейного альбома с фотографиями и поясняющими текстами к ним. Родителям можно посоветовать использовать компьютерные программы для составления родословной и семейного архива дома с детьми, например программу GenoPro.
Пословицы:
Семья сильна, когда над ней крыша одна;
Не родословному с родословным не местничать;
Добрая слава отца сорок лет служит сыну;
Кума да кум наставят на ум.
Кроме того, изучение истории семьи может стать вашей новой традицией, а традиции, как известно, помогают детям чувствовать постоянство и уверенность в меняющемся мире.
Новые знания расширяют кругозор малыша, знакомят его с временными характеристиками, понятиями «тогда» и «сейчас», «было» и «стало». Истории о том, как жили его предки, не то, что без телефона, а даже без машин развивает мышление, интеллект и речь ребенка, обогащает его внутренний мир.
Как же лучше всего знакомить ребенка с родословной?
1. Как ни банально, но попробуйте составить дерево своей семьи. Для малыша вовсе необязательно, чтобы это были предки до 7-го колена. Достаточно будет вас, братьев и сестер, если они есть, бабушек, дедушек и тетей с дядями. Сам вид семьи в одном месте (на кроне дерева) действует на ребенка впечатляюще. Он осознает себя и других родственников одним целым, ощущает себя причастным к ним. Нарисуйте герб своей семьи и придумайте ее девиз.
2. Заведите семейную книгу или фотоальбом с реальными распечатанными фотографиями. Каждый год, просматривая такую книгу или альбом вы, во-первых, заново сможете пережить все события этого года, во-вторых у ребенка появится ощущение текучести времени, понимание того, что оно уходит. И в-третьих, он сможет на физическом уровне ощутить, пощупать часть свой семейной истории.
3. Обращайте внимание ребенка на те картины и иллюстрации, где изображена семья, например: Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV»; В. Баюскин «За обедом»; Ю. Кугач «В субботу», «У колыбели»; В. Перов «Рыбная ловля»; К. Маковский «Рассказы деда», «Семейный портрет»; И. Корзухин «Бабушка с внучкой».
Читайте стихи и рассказы про семью: В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; В. Осеева «Сыновья»; Е. Благинина «Бабушка-забота», «Посидим в тишине»; Л.Воронковой «Бабушкины дела»; М. Дружинина «Открытка»; Т. Тахистова «Семья»; В. Берестов «Любили тебя без особых причин»; Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»; Н. Магай «Моя мама и я»;
4. Периодически показывайте ребенку фотографии своих собственных родственников, родителей. Обращайте внимание малыша на условия, в которых жили ваши предки, рассказывайте про них интересные, забавные истории.
Расширяйте знания ребенка о родственных отношения, объясняйте, кто такие золовка, деверь, сват и кума, чем тетя и дядя на улице отличаются от его родных тети и дяди.
5. Заведите только свои, семейные традиции и праздники. Кроме государственного дня семьи, отмечаемого 8 июля, заведите день своей семьи или день вашего домашнего питомца или любой другой день. Придумайте свой фирменный семейный рецепт торта или салат. Придерживайтесь своих старых традиций и создавайте новые.
Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.
Начиная исследовать родословную, не следует считать, что заслуживают интереса только родословные каких – либо знатных лиц. Помните: история каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны! Таким образом, необходимо поддержать любые малейшие начинания в изучении рода, вне зависимости от того, до какого века есть возможность проследить корни, имеют ли предки принадлежность к высшим сословиям или являются мещанами или крестьянами, несут ли службу в высших офицерских званиях или являются рядовыми солдатами, - это должно стать не только обязанностью, но и естественной потребностью каждого человека. Уважение предков – одна из важнейших составляющих в воспитании личности. . В старину было поверье – где сам не устоишь, род удержит. Если в семье были трудности: пьянство, семейные разводы, бедность, люди всегда верили в потомков. Для многих подростков ответственность за судьбу рода и за родных являлась наибольшей силой не дающей опуститься на дно и загубить весь род. Когда в роду сильна преемственность и в почете понятия достоинства и чести, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка и делает его наиболее целеустремленным и способствует большим достижениям в жизни.
Даже сейчас очень важно начать создавать и собирать любую информацию о своих предках, чтобы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Порой становится весьма обидно, что родословную своих домашних животных мы изучили лучше, чем свою собственную.
Разве не интересно вам найти у себя в родстве какого-нибудь короля? Чтобы можно было смело заявлять, что вы потомок великого правителя, который правил целым древним государством.
В завершение хочется обратить внимание читателей, что такое важное занятие, как исследование своей родословной потребует не малых затрат как личного времени, так и материальных. Ведь, если самостоятельно всё изучать, то потребуются и поездки в места проживания либо рождения предков, и необходимые знания того, из каких учреждений и источников брать информацию, но наравне с этим - это очень интересное и увлекательное занятие, схожее чем-то с активным проведением досуга, объединенным с погружением в мир архивов и изучением истории страны. В эти моменты можно почувствовать себя некими учёными – архивариусами, ведь необходимо будет пересмотреть множество метрических книг, находящихся в церквях, исповедальных ведомостей, ревизских сказок и других исторических документов, но будьте уверены, все ваши труды не будут напрасными. Знание своих корней, наличие в доме родословной и красивое её оформление говорит о высоком культурном уровне граждан общества.
считается, что ангелы-хранители – это предки, о которых мы знаем. Поэтому чем больше мы знаем своих прародителей, тем больше у нас ангелов-хранителей. У такого поверья есть вполне реальное обоснование: память о предках делает нас сильнее, спокойнее и мудрее. Знание о том, что ты появился на свет не из ниоткуда, а ведешь свой род от достойных людей, позволяет попрочнее укрепиться в этом меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Консультация для родителей "Зачем знакомить дошкольников с родословной?"
Повышение педагогического просвещения родителей по вопросам семейного воспитания....
Формирование представлений у дошкольников о родословной.
Советы родителям о том, как, в какой форме знакомить ребенка с родословной, какие методы и приёмы использовать в работе....
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....
Проект Ознакомление дошкольников с родословной
В проекте представлен информационно-методический материал по ознакомлению дошкольников с семьей и родословной....
Зачем знакомить дошкольников с родословной? Что такое генеалогическое древо.
Консультации для родителей о родословной, генеалогическом древе....
статья "Ознакомление дошкольников с родословной семьи"
Ознакомление дошкольников с семьёй - это тема не одного занятия. Начинать данную работу нужно уже с двух лет, основным приемом является организация сюжетно-ролевой игры "Семья"....