Методика Марии Монтессори
учебно-методический материал по теме

Саидова Абидат Байравовна

Мария Монтессори, педагог и врач, совершившая переворот в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Г. Нижневартовска  ДС №41 РОСИНКА

http://ngonb.ru/upload/medialibrary/a66/%D0%9C.%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B8.jpg

Методика Марии Монтессори

«Помоги мне сделать это самому»

                                                             

                                                                    Выполнила: Саидова А. Б.

Марии Монтессори Итальянский педагог-гуманист  (1870-1952).

          Посвятившая всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. Уникальная авторская методика  впервые была применена в начале XX века в Италии.

Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка. Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

М. Монтессори считала, что каждый ребенок от рождения —как личность уникален и неповторим, со своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. http://yerzhanadayev.com/wp-content/uploads/2015/10/20.jpg

                М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

Детей учит то, что их окружает. Основная идея метода Монтессори - заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. http://lerschool2.ru/upload/userfiles/montessori/maria-montessori-1358785342-1363686666.jpg

Задача -помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: http://rms-montessori.org/wp-content/uploads/f69d028cfa42266f597fd0bd67ecf759.jpg

  • Зону практической жизни
  • Зона сенсорное развитие
  • Зона математическое развитие
  • Зона языковое развитие
  • Зона естественнонаучное
  • Зона географического развития 
  •  Зона космическое развитие
  • Зона двигательного развитие http://www.babyroomblog.ru/wp/wp-content/uploads/2012/12/montessori_room13.jpg

Зону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); http://raguda.ru/images/sensornoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-11_1.jpg

зону сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

           Языковое развитие: Письмо и чтение стоят близко друг от друга.                     Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений: Материал для рисования, штриховки. Карточки с шершавыми буквами. Подвижный алфавит нескольких видов. Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами. Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез. http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/22566_7875801b90daae54586ba960f830b4d6.jpg.jpg

Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Естественнонаучное и космическое развитие: Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, мой сад. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. http://www.maam.ru/images/photos/fa505addaea49e317ea477be8b5e1a3d.jpghttp://maam.ru/upload/blogs/1e2d51e9ad46078e7a18a4bc48890bd1.jpg.jpg

Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом. http://cmir.info/wp-content/uploads/2014/10/Montessori_2.jpg

Двигательное развитие Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.  Физическая свобода - первостепенная потребность детства.

           Двигательное развитие «Мотушками» Монтессори называла катушки, на которые намотаны цветные нитки. В корзинку кладутся катушки с цветными нитками, из которых можно составлять пары по цвету. На первом этапе работы в набор входят две катушки красного цвета, две синего и две желтого. Педагог показывает малышу, как можно составить из катушек пары.

           Например, можно поставить одну красную катушку на другую, а затем достроить столбик двумя синими катушками и двумя желтыми. Ребенок пробует повторить это построение, сравнивает и сортирует катушки по признаку цвета и именно на этом концентрирует свое внимание. Группе детей можно предложить подвижную игру «Найди пару». Дети произвольно движутся по группе. По условному сигналу они должны быстро отыскать свою «цветную» пару, взяться за руки и построиться на линии (в кругу). Пара, оказавшаяся последней, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара победителей. Возможен вариант с использованием «домиков». На полу разложены обручи (или веревочные кольца). Партнеры должны не только отыскать друг друга, но и вовремя занять свободный домик.

19 простых истин от Марии Монтессори:

Детей учит то, что их окружает.

Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.

Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.

Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.

Если с детьми честны — они учатся справедливости.

Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.

Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.

Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.

Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.

Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.

Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.

Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.

Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.

Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.

Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями. http://podrastay-ka.ru/wp-content/uploads/2015/07/maria-montessori.jpg

Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Помоги мне сделать это самому» МАДОУ Г. Нижневартовска ДС №41 РОСИНКА Выполнила: Саидова А. Б. Методика Марии Монтессори

Слайд 2

Марии Монтессори Итальянский педагог-гуманист (1870-1952) посвятившая всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. Уникальная авторская методика впервые была применена в начале XX века в Италии. она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка. Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей. Мария Монтессори , педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей:

Слайд 3

М. Монтессори считала, что каждый ребенок от рождения —как личность уникален и неповторим, со своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

Слайд 4

Основная идея метода Монтессори - заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задача -помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Детей учит то, что их окружает.

Слайд 5

Зону практической жизни Зона сенсорное развитие Зона математическое развитие Зона языковое развитие Зона естественнонаучное Зона географического развития Зона космическое развитие Зона двигательного развитие Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:

Слайд 6

З ону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); зону сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных пред­метов; познакомиться со свойствами тканей;

Слайд 7

Языковое развитие: Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений: Материал для рисования, штриховки. Карточки с шершавыми буквами. Подвижный алфавит нескольких видов. Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами. Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

Слайд 8

Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Слайд 9

Естественнонаучное и космическое развитие: Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, мой сад. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.

Слайд 10

Двигательное развитие Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности. Физическая свобода - первостепенная потребность детства.

Слайд 11

Двигательное развитие «Мотушками» Монтессори называла катушки, на которые намотаны цветные нитки. В корзинку кладутся катушки с цветными нитками, из которых можно составлять пары по цвету. На первом этапе работы в набор входят две катушки красного цвета, две синего и две желтого. Педагог показывает малышу, как можно составить из катушек пары. Например, можно поставить одну красную катушку на другую, а затем достроить столбик двумя синими катушками и двумя желтыми. Ребенок пробует повторить это построение, сравнивает и сортирует катушки по признаку цвета и именно на этом концентрирует свое внимание. Группе детей можно предложить подвижную игру «Найди пару». Дети произвольно движутся по группе. По условному сигналу они должны быстро отыскать свою «цветную» пару, взяться за руки и построиться на линии (в кругу). Пара, оказавшаяся последней, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара победителей. Возможен вариант с использованием «домиков». На полу разложены обручи (или веревочные кольца). Партнеры должны не только отыскать друг друга, но и вовремя занять свободный домик.

Слайд 12

19 простых истин от Марии Монтессори : Детей учит то, что их окружает. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться. Если с детьми честны — они учатся справедливости. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.

Слайд 13

Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих. Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

Слайд 14

Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори

В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...

Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"

Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, прояв...

Пять зон раннего развития по методике Марии Монтессори.

Пять зон развития ребенка, выделенных Марией Монтессори....

Презентация "Методика Марии Монтессори".

Методика Марии Монтессори давно пользуется мировым признанием и получила самое высокое распространение.—Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив ег...

Статья «Ранняя помощь ребенку с особыми потребностями по методике Марии Монтессори»

Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет, любой ребенок как губка впитывает все, что его окружает, поэтому педагогическая деятельность в Монтессори-классе строится с учетом сензит...