Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"
консультация (средняя группа) по теме

Швецова Клара Ахатовна

         Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже

понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.

        Основное положение Монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. А как подтолкнуть его к этому? Создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 116 г. Томска.

Консультация

для родителей на тему:

 «О методике М.Монтессори».

Воспитатель: Швецова К.А.

О методике Марии Монтессори

        Сегодня в любой газете можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем творческий потенциал дошкольника». Открываются новые детские сады и группы подготовки к школе, которые предлагают оригинальные методики обучения - как отечественные, так и зарубежные. Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детишек, ведь все давно знают, как важно не упустить момент и вовремя заняться развитием способностей малыша. Ребенка отдают в садик, работающий по суперпродвинутой системе (благодаря которой у ребенка развивается все, что только может развиваться, и даже больше), и он начинает удивлять бабушек и дедушек и других родственников: в три года читает, в четыре уже наигрывает на пианино, а в пять пишет натюрморты.

          Ну а семь-восемь лет, к сожалению, ребенок «вдруг» начинает обходить книжки за километр, а то и вовсе бунтует: «Надоело мне это!». Удивлены? А вы интересовались, нравится ли малышу постоянно учиться в столь нежном возрасте?! Дети не терпят насилия и отвечают на него неврозами.

         Есть ли выход в этой ситуации? Да. конечно. Нужен такой подход к образованию малышей, такая система раннего развития, которая позволит и научить, и до стресса не доведет.

Педагогических теорий - сотни, более-менее разумных - десятки, а вот надежные, проверенные временем, можно по пальцам пересчитать. Среди последних - система дошкольного воспитания Марии Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Более того, не просто разработала, но и воплотила в созданных ею в Риме Домах ребенка. Главное внимание она уделяла развитию познавательных способностей детей и использовала для этого специальные дидактические материалы.

        Детский врач, ассистент в психиатрической клинике, преподаватель Римского университета, доктор философии и основатель знаменитого Дома ребенка в Риме. Позднее она написала о нем уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики», в России эту книгу переиздавали четыре раза. Все это жизнь Марии Монтессори, которую она посвятила детям, борьбе за их право на свободное развитие.

        Сегодня школы и группы, работающие по методу Марии Монтессори, есть почти во всех странах мира, в том числе и в России (такие группы снова открылись в нашей стране в 1992 году). Международная ассоциация Монтессори помогает организовывать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.

        Одним словом, педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже

понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.

        Основное положение монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. А как подтолкнуть его к этому? Создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно.

      Воспитание независимости от окружающих - еще один важный момент в системе Монтессори. Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что ребенок - другой и не надо считать его маленьким взрослым. Все его существо, психика отличаются от существа и психики взрослого. И тот и другой совершенно по- разному познают мир, например: взрослый - читая или воспринимая информацию на слух, ребенок - пробуя все, как говорится, на зуб, т.е. с помощью органов чувств. Взрослый обычно получает удовольствие от результата своих действий, малыш — от того, что он делает что-то самостоятельно. Ребенок копирует взрослого и в то же время стремится быть независимым от него (вспомните бесконечные высказывания «Я сам!» маленького ребенка).

        Поэтому малышей обучают навыкам самообслуживания с помощью все тех же дидактических материалов: их учат застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, одеваться, умываться и т.д. ребенку показывают и объясняют, например, как надо открывать дверь, как перенести вдвоем стул и т.п.

       Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум.

       Секреты монтессори-материалов.

       Подготовленная (или развивающая) среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Пятидесяти летний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны быть те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель. Причем не игрушечные, а настоящие, но, конечно такие, которыми дети могут манипулировать сами. И действовать с этими предметами нужно так, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть пол...

  1. Монтессори-материалы привлекательны и притягательны. Ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает законы мира, причем делает это с радостью. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им.
  2. Монтессори-материалы помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Таким образом, ребенок «врастает» в культуру и современную цивилизацию, учится понимать природу и ориентироваться в ней. Посредством упорядочивания окружающей среды он учится приводить в систему весь свой жизненный опыт.
  3. Монтессори-материалы отвечают ненасытному стремлению ребенка к движению. Маленький ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног; благодаря этим материалам его движения становятся все более точными и гармоничными. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
  4. Монтессори-материалы дают ребенку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения, что способствует развитию его независимости от окружающих.

Домашняя школа Монтессори.

       Занятия по методу Монтессори можно организовать и дома - было бы желание. Ведь вы готовы взять на себя роль педагога? Не бойтесь, это не так уж трудно. Во-первых, вы уже познакомились с основными принципами воспитания по Монтессори, во-вторых, ни один педагог не знает вашего малыша лучше, чем вы сами.

       Для маленького ребенка родители - образец, которому он подражает в процессе жизни. Его отношение к родителям во многом напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

      Так что теперь наша главная задача - создать развивающую среду и научиться грамотно, использовать подготовленные материалы. Вам не понадобится целая классная комната - для эффективной работы вполне достаточно выделить небольшой шкаф или этажерку. Что у вас должно быть?

  1. Предметы, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни (кувшинчик, тарелки, губки и т.п.). об играх с ними речь идет в разделе «Играем с тем, что под рукой».
  2. Специальные развивающие игрушки, которые можно купить почти в любом магазине. А еще лучше - сделать их своими руками.

Как играть.

        Любая игра начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан воды, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан».

       Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, пусть он делает все сам.

       Заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки. Имейте в виду, что малыш не должен устать к концу игры и началу уборки. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.

Сочиняйте сказки.

       Игры с предметами на первых порах увлекут любого малыша.

Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача - не только приготовить весь необходимый материал, но и продумать, как разнообразить игру.

Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх. Но и вам предстоит потрудиться. Вот один совет: превращайте любую игру в сказку. Придумывайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы, которые помогают им преодолеть все препятствия. Например, малыш разлил воду, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем кА на помощь волшебную губку и тряпку», - и так далее.

Запрещенные приемы игры.

       Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Не рекомендуется даже обращать на это внимание. Нужно только предложить ребенку все убрать и показать ему, как это делается.

      Нельзя вмешиваться в ход игры со словами: «Дай я тебе помогу, у меня получится аккуратней и быстрей». Будьте терпеливы, иначе вы сформируете ненужный и очень опасный комплекс. Помогать можно только тогда, когда малыш просит вас об этом.

Не переделывайте при ребенке его работу. Очевидно, что на первых порах он не сможет качественно убрать за собой и вам придется наводить порядок еще раз. Постарайтесь, чтобы ваш малыш не видел, как вы это делаете. Ведь если он поймет, что сделал все плохо, то больше не захочет играть.

Готовим лекарства.

       Игра развивает аккуратность, обучает бытовым навыкам; знакомит с окружающим миром.

Необходимые материалы. Прозрачный сосуд (стакан, широкая банка), столовая или чайная ложка, пищевые красители, соль, сахар (как песок, так и в кусочках), растворимый кофе.

       Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. К этому упражнению можно придумать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием. Пусть малыш наполнит сахарницу с помощью чайной ложки. А может, маме нужно насыпать крупу в чашку? Здесь нужна настоящая сноровка.

Лепим колобки, колбаски и блинчики.

      Игра развивает мелкую моторку.

Необходимые материалы. Пластилин.

       Дайте малышу небольшой мягкий кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию и не лепите вместо него.

Слушаем тишину.

       Это одно из базовых упражнений, придуманных Марией Монтессори. Уроки тишины ежедневно проходили в ее школе. Они учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение.

Предупреждение. Эти упражнения полезны только тогда, когда дети делают их абсолютно добровольно и ровно столько, сколько хотят. Иначе они воспринимаются как наказание или нежелание взрослых обращать внимание на детей.

Игрушки. Любые предметы в комнате. Лучше, если комната немного затемнена.

Предложите ребенку внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине.

После того как ребенок сам нарушит тишину, спросите у него, что он слышал, что заметил. Поощряйте его наблюдательность. Устройте соревнование, кто больше заметит и услышит. Подсказывайте, если нужно, например: «Послушай, как говорят часы (дождь), посмотри, какие тени отбрасывают предметы».

Яркий лоскуток.

Игра развивает осязание и мелкую моторику.

Необходимые материалы. Небольшая коробочка с лоскутками ткани различной текстуры (гладкая - шершавая, жесткая - мягкая, нежное тканье - грубое тканье, толстая - тонкая).

      Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее отличающихся по текстуре: шелк, шерсть и хлопок. Помните их, погладьте руками, обратите внимание ребенка на то, что они разные: «Этот кусочек колючий, как ежик, а вот этот скользкий, как льдинка, а этот мягкий, как мамины руки». Затем один лоскуток оставьте на столе, а его пару спрячьте в коробочку или мешочек, но так, чтобы малыш не мог его видеть. А теперь перемешайте лоскутки в коробке и попросите малыша на ощупь подобрать пары к оставшимся на столе лоскуткам. Если у малыша хорошо получается это упражнение, добавляйте другие кусочки ткани.

Раз застежка, два застежка.

Игра развивает мелкую моторику.

Необходимые материалы. Ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.

Возьмите несколько кусочков плотной ткани (подойдет ткань от старого пальто или плаща) и вырежьте из них парные фигурки - заяц и морковка (еж и грибок и т.д.). глаза, рот и нос можно нарисовать простым фломастером или гелиевой ручкой, можно вышить или приклеить.

На фигурку зайчика пришейте большие и маленькие пуговицы, одну часть кнопки, на морковке сделайте петли и пришейте к ней вторую половину кнопки. Первая игрушка готова! Теперь на следующих заготовках - грибок и ежик, проделайте дырочки для шнурка. Чтобы дырочки не растрепались, обмотайте их суровой ниткой. В дырочки вденьте шнурок. Вот и вторая игрушка готова. А дальше фантазируйте. Сделайте игрушки с бантиками, крючками и петлями, ремешками, «липучками».

Как играть. С такими игрушками можно придумать множество игр. Самые простые - «Покорми зайчика морковкой», «Помоги ежику принести домой грибок». Только помните, сначала вы сами должны показать ребенку, как «работает» ваша замечательная игрушка: прошнуруйте грибок, пристегните морковку.

Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно посмотреть, как это делается.

При желании вы можете придумать сказку о ежике и зайце, которые отправились в лес за волшебными ягодами (сделайте их из «липучки»). И пока они шли, зацепились за елочки - крючочки, попали в паутину из веревочек и т.д. Ваша фантазия подскажет вам остальные приключения.

Помните ли вы, какое удовольствие испытывали, когда, научившись что- либо делать, повторяли это действие снова и снова? Повторение - важный процесс, благодаря которому ваш ребенок накрепко усваивает определенное действие. Он повторяет его еще и потому, что оно не совсем знакомо ему, а потому интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Полезные советы. Заповеди Марии Монтессори для родителей.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20627550","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Консультация для родителей.Полезные советы.Заповеди Марии Монтессори для родителей....

Консультация для родителей «Игры по методике Марии Монтессори от 2 до 3 лет».

Метод Марии Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Марии Монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию,...

Консультация для родителей "30 игр по Марии Монтессори"

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с некоторыми играми-пособиями в духе Монтессори, которые очень просто сделать из того, что есть под рукой, из группы упражнений практической жизни и сенсорики....

Консультация для родителей "30 игр от МАРИИ МОНТЕССОРИ"

Консультация для родителей "30 игр от МАРИИ МОНТЕССОРИ"...