Мастер-класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях"
материал (младшая группа) на тему

 Рыжова Наталия Александровна

Данный материал помогает родителям создавать условия для сенсорного развития детей 2-3 лет в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для родителей 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 9 «Гнездышко»

Подготовила: воспитатель

Рыжова Н.А.

г.Саров

2016 г.

Цель мастер-класса:

помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

3. Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания

является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

• Формирование у детей систем перцептивных действий

• Формирование у детей систем сенсорных эталонов

• Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

• Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;

• Пять геометрических фигур; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

• Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Требования программы по сенсорному воспитанию детей

 с 2 до 3 лет:

 • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

• ориентироваться в трех и более контрастных величинах

• собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

• составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)

• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

• выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

• в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.

  Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме.

1. Игра «Рисунки невидимки».

 Для этой игры  вам понадобится поднос с ярким, красивым рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (лучше манную). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (цветок, забор, дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию мелкой моторики рук, массажирует пальчики вашего малыша. И еще развивает фантазию и воображение.

2. Игра «Разноцветные  кружочки».

Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

В такой игре мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет.

3. Игра «Лыжники».

    Эта игра спосмоствует развиьтию мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжные гонки». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Так же можно использовать другие знакомые ребёнку стихи.

Будет замечательно, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу стихотворениями.

4. Игра «Веселый  ёжик».

Для этой игры надо вырезать из картона разного цвета контур ёжика и вместе с ребёнком прищеплять прищепки к туловищу, как иголки, соотнося цвет прищепки и цвет туловища ёжика. В этой игре идет закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук, массаж ладошек. Вместо фигурки ежика можно вырезать круг, который можно превратить в «солнышко», «цветочек» или что вам подскажет ваша фантазия  или вообще любую фигуру и вместе с ребенком придумать что это будет.

5. Игра «Сухой бассейн».

В ёмкость насыпаем крупы фасоль, горох, бобы, запускаем в неё руки и начинаем перебирать их, пересыпать из одной руки в другую. Так же на дно ёмкости можно положить маленькую игрушку. Это будет сюрпризный момент. Игра способствует  развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, развитию речи, цвета, формы, размера, массажу рук, релаксации.

6. Пальчиковая гимнастика « Капуста».

В этом упражнении мы развиваем внимание ребенка, умение повторять за взрослым, разминаем пальчики рук, память.

- Мы капусту рубим, рубим. ( Пальцы ладоней сомкнуты вместе и движутся вверх, вниз параллельно друг другу).

- Мы морковку трём, трём . ( Кулачки трём друг о друга )

- Мы капусту солим, солим. ( Большой , средний и указательный пальцы соединяем вместе и делаем вид , что у нас в руках соль )

- Мы капусту жмём, жмём . ( Пальцы рук сжимаем в кулак и разжимаем )

7. Игра «Золушка».

Дети любят играть с семенами бобовых культур(горох, фасоль) это развивает тактильные ощущения и массаж пальчиков. Но необходимо помнить о технике безопасности, не оставлять детей без присмотра и следить чтобы они не брали семена в рот. А теперь давайте поиграем:  в большом отделении смешаны фасоль двух видов и горох, нужно разложить каждый вид в отдельную ячейку. Эта игра развивает внимание, усидчивость, желание доделать дело до конца, закрепление форм ( круглый, овальный ), цвет.

8. Игра с разноцветными стаканчиками.

Перед ребенком ставятся стаканчики основных цветов ( красный, желтый, зеленый, синий ) и кладутся карандаши этих же цветов нужно найти для каждого карандашика  свой домик.

  Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Группа раннего возраста.Цель мастер-класса:Помочь родителям с минима...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условия»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкус...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...