Создание игровой мотивации в различных видах образовательной деятельности.
статья

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

      Взрослые  должны заинтересовать ребенка этой деятельностью, объяснить  ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Создание игровой мотивации в различных видах образовательной деятельности.

      Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

      Взрослые  должны заинтересовать ребенка этой деятельностью, объяснить  ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты. 

      Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

      Задачи мотивации:

1.Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

2.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

4.Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

5.  Развивать эмоциональную сферу  дошкольников.

       В последнее время родители и воспитатели  все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей  дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются. 

       И здесь на помощь приходит мотивация. Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно выше.

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения занятий. В этом вопросе многое зависит от мастерства воспитателя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска.
В практике уже существует ряд форм нестандартного проведения занятий:

- занятие – исследование,

- занятие - путешествие,

- занятие - экскурсия,

- занятие - ролевая игра,

- занятие - игра,

- занятие - аукцион,

- занятие - сказка,

- интегрированное занятие.

Занятие – исследование. В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Занятия – исследования хорошо вписываются, например, в тематику, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов.

Занятие - путешествие. Занятия такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ребенка, заманивая его в путь-дорогу. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии воспитателя.
Занятие – экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.
Занятие ролевая игра.  Уроки ролевых игр нравятся детям тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие занятия дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения и  нацелены на социализацию в обществе.

Занятие – игра. К такой категории  относятся занятия – КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие, написанные по телевизионным передачам

Занятие – аукцион. Дает возможность воспитанникам показать себя. Цель «занятия - аукциона» — повторить и укрепить знания  по пройденной теме, показать практическое применение знаний.

Занятие – сказка. Такая форма проведения занятия захватывает детей целиком. На занятии, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия.
Интегрированное занятие. На интегрированных занятиях  мир, окружающий детей, познается ими в его многообразии и единстве. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

    Если спросить ребенка: «На каком занятии тебе интересней?»  –  то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных занятиях  дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Качество знаний на таких занятиях повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, на них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности.
    Форма проведения занятия важна, но важны и формы организации образовательной деятельности. Существует три вида организации: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности. Воспитатель должен объединить игру и образовательный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение воспитанниками образовательной программы.
    Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на занятиях служит наполнение его жизненно важным содержанием. Занятие педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Занятие должно выступать средством своеобразного коммуникативного фона образовательной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к  развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:

  • диалогические формы обучения (беседы, обсуждения);
  • проблемные ситуации;
  • метод проектов или его элементы;
  •  познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
  • активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями»);
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм образовательной деятельности;
  • совместное оценивание (привлечение воспитанников к оценочной деятельности);
  • создание ситуации успеха на занятии;
  • рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
  • анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ребенка;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  • поощрение детей;
  • вера воспитателя  в возможности воспитанника (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

     Если разложить занятие на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый на любом этапе, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности детей, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.
    Привлечь внимание ребенка, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его различными приёмами.

Используемая литература:

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 - 7лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей

Игровая мотивация нужна, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание заниматься...

ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены материалы для проведения Круглого стола по теме...

«Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»

"Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...

Презентация проекта по «Социально-коммуникативному развитию дошкольников в различных видах образовательной деятельности» «Растем патриотами»

Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем....

Методические рекомендации по созданию и совершенствованию современных игровых технологий врганизаций различных видах детской деятельности

laquo;Разработка и совершенствование современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций», в рамках комплекса процессных мероприятий «Сов...