Семинар-практикум для родителей "Развитие познавательных процессов детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа) на тему
Материал полезен для родителей будущих первоклассников, педагогов, психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley_razvitie_poznavatelnyh_protsessov_detey_6-7_let.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Развитие познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.
Задачи:
- Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет.
- Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.
- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.
Ход семинара-практикума:
Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу.
Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.
Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.
Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.
«ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».
Эрнст Легуев
- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?
(Ответы родителей, их дополнение педагогом)
Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.
Познавательная процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).
- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- А сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра «Чего не стало?» Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел за столом? Кто стоял около стола? Какого цвета рубашка у Пятачка? Что ел Винни Пух? Что держал в руках Кролик? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов). |
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов). В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань). Выходят два родителя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик. |
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развития памяти можно организовать игры:
- «Запомни картинки»,
- «Повтори слова»,
- «Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится. |
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.
Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что - внутри. Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. |
Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
Для развития воображения можно организовать игры:
- «Закорючки»,
- «Продолжи рисунок»,
- «Дорисуй картинку»,
- «Сочиняем сказку сами»,
- «Кляксография».
Проведение игр с родителями на развитие воображения:
Игра «Клякса» Родителям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов. |
В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.
- Как развивать познавательные процессы вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:
- Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
- Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
- Научите детей брать на себя ответственность.
- Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
- Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
- Ценить индивидуальность своего ребенка.
- Создать атмосферу безопасности и защищенности.
Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!
Рефлексия «Ладошки» Родители на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось в семинаре, что нового узнали.
Все ладошки складываются в общее солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»
Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....
Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие познавательных процессов детей через декоративно-прикладное творчество"
Материал для педагогов, для организации работы с родителями....
Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательной деятельности в процессе ООД»
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС яв...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО»
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...
Семинар-практикум "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Игротерапия является отличным средством развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Правильно мотивируя и организуя для ребенка увлекательные игры и задания, мо...
Семинар-практикум «Игровые технологии – стимулирование познавательной активности детей до-школьного возраста»
сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современног...