Развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему
Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка очень важна для будущего формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»
Цель: формирование теоретических знаний родителей о воспитании у детей дошкольного возраста самостоятельности.
Задачи:
- объединить усилия взрослых для успешной реализации в воспитании навыков самостоятельности детей;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их);
- заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать.
Что же такое самостоятельность?
Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка очень важна для будущего формирования личности.
Когда ребёнок-школьник уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель, это уже проблема. Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него?
Именно поэтому прививать самостоятельность необходимо уже с раннего возраста.
Для того, чтобы всё же разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и как мотивировать ребенка к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:
Первая причина - воспитание.
Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач, вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным.
Рассмотрим основные неправильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом, родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так, что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек, уже будучи в возрасте 30-40 лет, всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом.
Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит, в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно «вылезает боком» в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле «кто в лес кто по дрова» и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам безразличны успехи ребенка в обучении, а завтра ваш ребёнок не хочет учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно, при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор, пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей, безусловно, есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..
Вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком «воспитании» ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно, в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами «дай-подай».
А вот один из главных правильных методов воспитания самостоятельности – это:
Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно, поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка.
Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем, методы воспитания помогают по-разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность. Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность. В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы, и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.
При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в детскую ревность. Ведь будет способен позаботиться и о себе и о младшем родственнике.
Итак:
как приучить ребёнка к самостоятельности?
Здесь важно начать с того, что же от ребенка в четырем годам, мы можем ожидать.
К четырем годам ребенок может:
- подметать или пылесосить полы;
- вытирать пыль с мебели;
- поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);
- менять воду в поилке и кормить домашних животных;
- развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;
- в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
- застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
- насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
- намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;
- взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
- перемешивать салат;
- чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
- собирать ягоды с кустов
Самостоятельность изначально заложена в каждом ребёнке. Развитие самостоятельности у детей должно начинаться с рождения. Малыш с первых дней жизни самостоятельно учиться всему вокруг. Задача родителей укрепить веру в себя у ребёнка и развить в нём самостоятельность. Не мешайте ребёнку быть самостоятельным и не мешайте получать результат от самостоятельной деятельности. Даже если ребёнок ошибается, дайте довести до конца. Поддерживайте, давайте советы, но не мешайте. Обязательно хвалите ребёнка, какой молодец и как хорошо поступил. Конечно, самостоятельность ребёнка и её границы всё равно должны задавать родители, но всё же наберитесь терпения и не ругайтесь, если ребёнок делает что-то не так. Постепенно шаг за шагом вы вырастите достойного помощника. Вы обязательно будете гордиться своим ребёнком, в хорошем смысле слова!
Также, чтобы научить ребёнка самостоятельности, важно знать, как научить ребёнка правильно говорить, чтобы он был способен адекватно выразить свои мысли.
Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком жёстко, будьте мягче, иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду вообще. Если итог вышел не очень, то не концентрируйте внимание на результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался, когда помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании самостоятельности у ребёнка.
Кстати ещё один очень хороший способ приучить ребёнка к самостоятельности и ответственности - это подарить ему домашнего питомца, чтобы малыш за ним ухаживал и заботился. Однако нужно разобраться, как выбрать животное для ребёнка, ведь у каждого свой темперамент.
Также если Вы, к примеру, не знаете прокалывать ли уши ребёнку, спросите его об этом и дайте решить самому — это так же лишний раз даст почувствовать себя самостоятельным. Если конечно ваше мировоззрение не конфликтует вообще с такой идеей.
Напоследок хотелось бы сказать, что чаще всего, как это не печально, родители видят проблему, когда она уже плотно укоренилась в сознании ребёнка. Так что обязательно будьте бдительны и не забрасывайте воспитание, будьте последовательны каждый день и ваш малыш обязательно будет самостоятельным и способным принимать решения и отвечать за них. А ещё, если у Вас самостоятельные дети, то вряд ли зададитесь вопросом: «Что делать если ребенок манипулирует?», так как самостоятельные дети в состоянии решить свои проблемы сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста
В данной презентации показано, как можно организовать развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности среднего дошкольного возраста на примере средней группы МБДОУ "Детск...
Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
Опыт работы по развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста, воспитатель Веселова Юлия Викторовна...
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста средствами технологии «ТВИГИС»
Vасштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдением ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик в пользу инновационных технологий, которые по...
Презентация "Развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе реализации проекта "Дымковская игрушка"
В презентации представлен проект "Дымковская игрушка" с детьми среднего дошкольного возраста...
Особенности развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
Прежде чем изучить развитие самостоятельности у дошкольников среднего возраста, нужно дать определение понятию «самостоятельность».Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойст...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»
Цель: формирование теоретических знаний родителей о воспитании у детей дошкольного возраста самостоятельности.Задачи:объединить усилия взрослых для успешной реализации в воспитании навыков самостоятел...
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»Цель: приобщение родителей к совместно...