Дислалия. Что это?
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дислалия Нарушение произношения звуков с сохранной иннервацией мышц речевого аппарата
Классификация речевых расстройств Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Фонационные 7 Структурно – семантические (алалия, афазия) Дисграфия Дислексия
Фонационные речевые расстройства Фонационные (от греч. Phone – звук, голос; фонация-голосообразование) речевые расстройства дифференцируются в зависимости от поражения того или иного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодического, г) звукопроизносительного. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных сочетаниях. В зависимости от этого выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых используются традиционно закрепившиеся термины: Дислалия Дизартрия Ринолалия Дисфония Заикание Брадилалия Тахилалия
Чем дислалия отличается от дизартрии? Дислалия Нарушено звукопроизношение Нарушен периферический отдел речевого аппарата Самостоятельное расстройство или входит в структуру сложного дефекта Дизартрия Нарушено произношение, дыхание и голос Нарушен проводниковый отдел речевого аппарата Самостоятельное речевое расстройство
Чем дислалия отличается от ринолалии? Дислалия Ринолалия Нарушается произношение сложных звуков Нарушается произношение всех звуков Нет нарушений тембра голоса Нарушается тембр голоса Нет грубых дефектов строения арт.аппарата Грубый врожденный дефект в виде расщелин
Дислалии бывают: органические Функциональные Нарушается строение органов артикуляционного аппарата Нарушается взаимодействие органов артикуляции в процессе произношения звуков
Речевой аппарат состоит из 3 частей: дыхательный голосовой артикуляционный
Функции речевого аппарата Дыхательный Голосовой Артикуляционный Обеспечивает энергетическую основу речи Образует в гортани голос Трансформирует гортанные звуки в звуки артикуляционные
Строение артикуляционного аппарата Неподвижные органы: зубы твердое небо Подвижные органы: нижняя челюсть губы мягкое небо увулярный отросток язык задняя стенка глотки
Строение артикуляционного аппарата
Классификация гласных звуков русского языка Гласные звуки образуются голосом, их 6, они различаются по лабиализации, ряду и подъему. Лабиализация – выдвижение губ вперед. В русском языке 2 лабиализованных звука (У, О), остальные нелабиализованные.
Классификация гласных звуков русского языка Ряд – продвижение языка вперед и назад. Различают 3 ряда: передний – И, Э; средний – Ы, А; задний – У, О. Подъем – движение языка вверх или вниз. Различают 3 подъема: нижний – А; средний – Э, О; верхний – И, Ы, У.
Таблица гласных звуков Ряд подъем передний средний задний верхний И Ы У средний Э _ О нижний _ А _
Классификация согласных звуков По работе мягкого неба согласные делятся на носовые и ротовые . Носовых 4 : М, Мь, Н, Нь, остальные ротовые. По работе голосовых складок согласные делятся на: глухие, звонкие, сонорные . Сонорных 9 : М, Мь, Н, Нь, Й, Л, Ль, Р, Рь. Глухие и звонкие – парные.
По месту образования согласные делятся на: Губные : б, п, бь, пь, м, мь. Губно – зубные : в, ф, вь, фь. Переднеязычные : ть, дь, нь, с, з, сь, зь, ц; т, д, н, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь. Среднеязычные : й. Заднеязычные : к, г, х, кь, гь, хь.
По способу образования согласные делятся на: Взрывные (смычные): б, п, д, т, г, к + Щелевые: в, ф, х, с, з + , ш, ж, щ, й Смычно - проходные: л, м, н + Смычно – щелевые (аффрикаты): ц,ч Дрожащие (вибранты): р, рь
По подъему спинки языка согласные делятся на: Твердые: п, б, т, д… Мягкие: пь, бь, ть, дь… Всегда твердые: ц, ш, ж. Всегда мягкие: й, ч, щ.
Виды нарушения произношения звуков Искажение – нарушение произношения звуков: межзубное, призубное, носовое, боковое, горловое Пропуск – отсутствие звука Замена – произношение одного звука вместо другого Смешение – нестабильная замена
Современная классификация форм дислалий дислалии Артикуляторно – фонетическая Артикуляторно – фонематическая Акустико – фонематическая
Виды нарушений произношения звуков Сигматизм Ламбдацизм Ротацизм Каппацизм Гаммацизм Хитизм йотацизм Парасигматизм Параламбдацизм Параротацизм Паракаппацизм Парагаммацизм Парахитизм параротацизм
Характеристика звука С Звук С: Согласный Ротовой Щелевой Переднеязычный Глухой твердый
Звук З Звук Ц Согласный Ротовой Щелевой Переднеязычный Звонкий твердый Согласный Ротовой Аффрикат Переднеязычный Глухой твердый
Звук Сь Звук Зь Согласный Ротовой Щелевой Переднеязычный Глухой Мягкий Согласный Ротовой Щелевой Переднеязычный Звонкий Мягкий
Нарушения произношения свистящих звуков Отсутствие Искажения: межзубный призубный боковой носовой Замены: призубный губно – зубной шипящий свистящий
Этапы постановки свистящих звуков Подготовительный Основной Этап автоматизации Этап дифференциации
Общие упражнения первого этапа окошко блинчик иголочка дудочка забор качели часики подуй на язык
Специальные упражнения подготовительного этапа Почистим зубки Ириска Сердитая кошка Катушка Забей мяч в ворота Прокати карандаш Дует ветер по дорожке Задуй свечу
Приемы постановки свистящих звуков По подражанию По описанию правильной артикуляции От других звуков (ш, и) С механической помощью (зонд № 1)
Автоматизация звука С Изолированно В слогах В словах В предложениях В тексте Ас са ста – спа – ска Ис сы сты –спы –скы Эс сэ стэ – спэ – скэ Ос со сто – спо – ско Ус су сту – спу - ску
Дифференциация звука С При замене на Т: са – та сы – ты сэ - тэ со - то су - ту При замене на Ф : са – фа сы – фы сэ – фэ со – фо су - фу
Постановка других свистящих звуков Звук З – от С, Зь, Ж Звук Сь – от С, Щ, Зь Звук Зь – от Сь, З Звук Ц – от сочетания звуков Т+С
Характеристика шипящих звуков Ш, Ж, Щ,Ч Звук Ш: Согласный Ротовой Щелевой Переднеязычный Глухой твердый
Зву Ж Звук Щ Звук Ч Согласный Согласный Согласный Ротовой Ротовой Ротовой Щелевой Щелевой Аффрикат Переднеязычный Переднеязычный Переднеязычный Звонкий Глухой Глухой Твердый Мягкий Мягкий
Нарушения произношения шипящих звуков Отсутствие Искажения: Межзубный Боковой Носовой Щечный Губной нижний Замены: призубный губно – зубной шипящий свистящий
Специальные упражнения подготовительного этапа Вкусное варенье Чашечка Лошадка Грибок Гармошка Парашют Индюк Покусай бока языка
Приемы постановки шипящих звуков По подражанию По описанию правильной артикуляции От других звуков (с, р) С механической помощью (зонд № 2)
Автоматизация звука Ш Изолированно В слогах В словах В предложениях В тексте Ош шо што–шпо-шко Уш шу шту-шпу-шку Аш ша шта-шпа-шка Эш ше штэ-шпэ-шкэ Иш ши шты – шпы
Дифференциация звука Ш При замене на Т: Ша – та Шо – то Шу – ту Ши – ты Ше - тэ При замене на С: Ша – са Шо – со Шу – су Ши – сы Ше - сэ
Постановка других шипящих звуков Звук Ж – от Ш, З, Р Звук щ – от Сь, Ш Звук Ч – от звуков Ть + Щ
Характеристика звуков Л и Ль Звук Л: согласный ротовой смычно – проходной переднеязычный сонорный твердый Звук Ль: согласный ротовой смычно – проходной переднеязычный сонорный мягкий
Нарушения произношения звуков Л и Ль Отсутствие Искажения: Межзубный Двугубный Носовой Боковой Южно - русский Замены: (лодка) Й – йодка Р – родка Рь – рёдка В – водка Г – годка Д – додка Н – нодка Ы - ыодка
Специальные упражнения подготовительного этапа Маляр Индюк Чьи зубки чище? Качели Орешек Колышек Пароход Охотник на болоте
Приемы постановки звуков Л и Ль От межзубного По подражанию По описанию правильной артикуляции От других звуков (А, Ы)
Автоматизация звука Л Изолированно В слогах В словах В предложениях В тексте Ал ла пла – пло – плу Эл лэ кла – кло – клу ыл лы бла – бло – блу Ол ло гла – гло – глу Ул лу фла – фло – флу вла – вло – влу сла – сло – слу шла – шло - шлу
Дифференциация звука Л При замене на Ль: Ла - ля Ло – лё Лу – лю Лэ – ле Лы - ли При замене на Й: Ла – йа Ло – йо Лу – йу Лэ – йэ Лы - йи
Характеристика звуков Р и Рь Звук Р Согласный Ротовой Вибрант Переднеязычный Сонорный Твердый Звук Рь Согласный Ротовой Вибрант Переднеязычный Сонорный Мягкий
Нарушения произношения звуков Р и Рь Отсутствие Искажения: Горловой Одноударный Проторный Кучерский Боковой носовой Замены (рак): Й – йак Л – лак Ль – ляк Н – нак Г – гак Д – дак В – вак Ы - ыак
Специальные упражнения подготовительного этапа Чашечка Варенье Чьи зубки чище? Лошадка Грибок Покусай бока языка Пулемет Жук жужжит
Приемы постановки звуков Р и Рь По описанию правильной артикуляции От других звуков (Д, Ж) С механической помощью (зонд №3 - шариковый)
Автоматизация звука р Изолированно В слогах В словах В предложениях В тексте Ар ра Эр рэ Ыр ры Ор ро Ур ру бра - бро - бру - бры дра - дро - дру –дры гра - гро - гру - гры
Дифференциация звука Р При замене на Л: Ра – ла Ро – ло Ру – лу Ры – лы Рэ - лэ При замене на Рь: Ра – ря Ро – рё Ру – рю Ры – ри Рэ - ре
Постановка звука Рь От звука Р: 1) методом сердито – ласково; 2) по описанию правильной артикуляции.
Характеристика звука Й Звук Й Согласный Ротовой Щелевой Среднеязычный Сонорный Мягкий
Нарушения произношения звука Й Отсутствие (май) – ма… (чайка) – ча…ка (йогурт) - …огурт Замены: И – маи, чаика, иогурт Ль – маль, чалька, лёгурт
Специальные упражнения подготовительного этапа Почистим зубки Ириска Сердитая кошка Катушка Забей мяч в ворота Прокати карандаш Дует ветер Задуй свечу
Постановка звука Й По подражанию От сочетания звуков ЙА, постепенно увеличивая темп От звука Зь с механической помощью ( зонд № 3) Методом озвончения звука Хь
Характеристика заднеязычных звуков К, Кь Звук К Согласный Ротовой Взрывной Заднеязычный Глухой Твёрдый Звук Кь Согласный Ротовой Взрывной Заднеязычный Глухой Мягкий
Характеристика заднеязычных звуков Г, Гь Звук Г Согласный Ротовой Взрывной Заднеязычный Звонкий Твёрдый Звук Гь Согласный Ротовой Взрывной Заднеязычный Звонкий Мягкий
Характеристика заднеязычных звуков Х, Хь Звук Х Согласный Ротовой Щелевой Заднеязычный Глухой Твёрдый Звук Гь Согласный Ротовой Щелевой Заднеязычный Глухой Мягкий
Нарушения заднеязычных звуков Отсутствие - каппацизм, гаммацизм, хитизм Кот - …от, гамак - …амак, хобот - …обот Замены Кот – тот, гамак – дамак, хобот – тобот Кот – фот, гамак – вамак, хобот - фобот
Постановка звука К По подражанию От звука Т с механической помощью с использованием шарикового зонда: та – тя – кя – ка
Постановка других заднеязычных звуков Хвук Кь – от звуков К, Ть Звук Г – по подражанию, от звуков К, Д Звук Гь – от звуков Г, Кь Звук Х – по подражанию, от звука С Звук Хь – от звуков Х, Сь
Дефекты смягчения согласных Все согласные имеют пару по твердости – мягкости: б – бь, д – дь, г – гь, кроме всегда твердых – Й, Ч, Щ и всегда мягких – Й, Ч, Щ. 1) полное отсутствие мягких (дядя Ваня – дада Вана) 2) полное отсутствие твердых ( собака ест – сябякя есьть) 3) смягчение отдельных пар согласных
Логопедическая работа при дефектах смягчения согласных Подготовительный этап Постановка Автоматизация Дифференциация Упражнения на подъем спинки языка С механической помощью от твердого звука В порядке: Ть, Дь, Нь, Фь, Вь, Пь, Бь, Мь, Сь, Зь, Ль, Рь Та – тя, ат – ать, та - тья
Дефекты озвончения согласных В русском языке 11 пар согласных по глухости – твердости: б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш, бь – пь, вь – фь, гь – кь, дь – ть, зь – сь. З дефекта: 1) полное отсутствие звонких (папушка) 2) недостаточное озвончение (колова) 3) недостаточное оглушение (ленда)
Логопедическая работа при дефектах озвончения согласных Подготовительный этап Постановка Автоматизация Дифференциация Упражнения на фонематический слух С использованием тактильных и кинестетических ощущений В паре Полная с парным звуком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование логоритмических средств при устранении дислалии
Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения....
Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия.
Доклад в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ...
Дислалия
ДИСЛАЛИЯ Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согла...
Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...
Дислалия
В презентации дается определение, указываются причины дислалии,ее формы, виды нарушений при дислалии, этапы логопедического воздействия....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ...
Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии.
Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии. Введение Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время количе...
- Мне нравится (1)