Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия.
материал по логопедии по теме
Доклад в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_detey.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия.
Подготовила: учитель-логопед
Короткова Ю.Ю.
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием. Речь служит показателем общего развития человека.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Можно заметить, что в семьях взрослые, подлаживаясь к языку ребенка, лепечут, сюсюкают, ошибочно полагая, что вступают в более понятные для ребенка отношения. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и закрепляет его недостатки. Взрослые (родители, педагоги) должны формировать у детей правильное звукопроизношение начиная с младшего дошкольного возраста. Необходимо внимательно следить за речью детей и добиваться четкости, внятности, ясного произношения. Так же важно развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие, т.к. точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Иногда дети избегают произношения слов сложных по произносимости некоторых звуков, а это в свою очередь приводит к нарушению словарного запаса, нарушениям словообразования, грамматического строя речи. Трудности произношения влияют на освоение звуко-слоговой структуры слов, а так же на формирование связанной речи. По этим причинам дефекты звукопроизношения необходимо устранять до школы. К 4 – 5 годам звукопроизношение достигает языковой нормы. Но у отдельных детей в силу индивидуальных особенностей, возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер дефекта. Этот дефект является самым распространенным у детей – ДИСЛАЛИЯ.
Дислалия – это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата и слухе, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.
Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.
Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны речи. Так, у слабослышащих детей проявляются особые трудности при усвоении, например, мягких и звонких согласных.
По причинам возникновения дислалию делят на: МЕХАНИЧЕСКУЮ и ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ.
Механическая дислалия – это такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения (кроме расщелин).
Причины механической дислалии:
- недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов)
б) дефекты в строении челюстей:
прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед);
прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед);
передний открытый прикус;
боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус;
укороченная или слишком массивная подъязычная связка (она вызывает затруднения движениями языка, т.к. не дает высоко подниматься языку при верхних звуках, сонорных, шипящих);
- патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой, не выражен кончик языка, бороздки – «географический язык»;
- неправильное строение твердого и мягкого неба (узкое, высокое, плоское, укороченное) – при таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом;
- атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков;
- дефект голосовых складок (папиломы, фибромы) в результате страдают звонкие звуки.
Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности у каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.
Причины функциональной дислалии:
- общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;
- недостаточная степень развития фонематического слуха;
- неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребенок;
- двуязычие в семье.
В зависимости от количества нарушенных групп звуков дислалия делится на мономорфную (страдает одна группа звуков) и полиморфную, когда нарушено две и более групп звуков.
По количеству нарушенных звуков различают дислалию простую (от 1 до 4 звуков) и сложную (от 4 и более звуков).
В следствии фонетических и фонематических нарушений выделяют три формы дислалии:
- Акустико-фонематическая дислалия.
В основе лежит недостаточно сформированное различие звуков (фонем); нарушены процессы опознания, узнавания фонемы в процессе восприятия речи. Неправильное восприятие звуков приводит к неправильному их воспроизведению (ребенок не замечает своих ошибок).
- Артикуляторно-фонематическая дислалия.
К этой форме дислалии относят дефекты обусловленные несформированностью операций отбора фонем в моторном звене речи по их артикуляторным параметрам:
а) когда артикуляторная база не полностью сформирована (ребенок произносит не все звуки); подбирается звук более простой, близкий по артикуляторным признакам.
б) артикуляторная база сформирована полностью, но при отборе звуков «принимается» неправильное решение (выбирается неправильный звук); в результате звук неустойчив (изолированно звук произносится правильно, в спонтанной речи заменяется другим звуком).
- Артикуляторно-фонетическая дислалия.
Это дефект звукового оформления речи. Звуки произносятся искаженно для данной фонетической системы языка. Фонетическая система сформирована, но ряд звуков произносится ненормированно, при этом окружающие без труда соотносят данный звук с определенной фонемой.
В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.
- Сигматизм – недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
- Ротацизм – недостатки произношения звуков р и рь.
- Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и ль.
- Дефекты произношения небных звуков: каппацизм – звуков к и кь; гаммацизм – звуков г и гь; хитизм – звуков х и хь; йотацизм – звука й.
- Дефекты озвончания – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б – п, д – т, в – ф и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.
- Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, дь – д, пь – п, рь – р и т.д. Исключения составляют только звуки ш, ж, ц – не имеющие пар и звуки ч, щ, й, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.
Очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий дефект. Именно в дошкольном возрасте речь детей развивается наиболее интенсивно и в этот период речь наиболее гибка. По этой причине все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее. Искаженное произношение дошкольников до 4 – 5 лет считается нормальным явлением (носит название возрастное или физиологическое косноязычие). Только после 4 – 5 лет (в зависимости от условий развития речи детей) нарушение звукопризношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста нужно проводить логопедическую работу по устранению тех или иных дефектов.
Прежде чем приступать к занятиям по развитию правильного произношения, нужно обследовать речь детей. При обследовании речи детей нужно детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, обследовать состояние звукопроизношения, выяснить состояние фонематического восприятия.
Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий – с другой. По этому от того на сколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в дошкольном возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.
Обследование включает:
- обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
- обследование звукопроизношения;
- обследование фонематического слуха.
Система логопедической работы включает в себя несколько этапов. Каждый из этапов отличен по содержанию и приемам работы:
- Подготовительный этап предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на 2 группы.
1-я гр. – массаж артикуляционного аппарата, целью которого является выработка подвижности губ, языка, способности переключаться (при этом следует провести с ребенком вступительную беседу и соблюдать необходимые гигиенические требования).
2-я гр. – упражнения, выполнение которых помогает создать необходимую артикуляционную базу для появления отсутствующих звуков в речи ребенка. Эти общепринятые в логопедии упражнения подразделяются на статические, направленные на удержание артикуляционной позы и динамические упражнения («маляр», «часики» и др.).
- Этап постановки отсутствующих звуков включает использование трех способов:
а) по подражанию, когда объясняется и показывается артикуляция данного звука, при этом внимание ребенка обращается на движение речевых органов, ощущение рукой характера выдыхаемой воздушной струи, вибрации голосовых складок;
б) механический способ предусматривает использование, зондов, шпателей, других приспособлений, помогающих ребенку воспроизвести артикуляцию того или иного звука;
в) смешанный способ – одновременное использование механической помощи и показа правильной артикуляции звука.
- Этап автоматизации поставленных звуков предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умения употреблять в самостоятельной речи поставленные звуки. При этом лексический материал должен быть разнообразным и включать не только изолированное произношение звука, но и слоговые упражнения со словом, где поставленный звук занимает разную позицию. При этом максимально исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.
- Этап дифференциации звуков наступает после того, как хорошо отработано произношение каждой из групп звуков, сходных по произношению или артикуляции.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на следующие этапы:
- узнавание не речевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков элементарного звукового анализа.
Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Так же необходимо использовать в работе широко представленный наглядный материал. Он поможет поддерживать у детей интерес к занятиям, вызвать положительные эмоции, а значит достичь наибольшего эффекта всей логопедической работы.
Литература:
- М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Учебное пособие М. «Просвещение» 1989г.
- Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии». Учебное пособие М. «Просвещение» 1989г.
- «Основы логопедической работы с детьми». Учебное пособие для логопедов, воспитателей д/с, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....
Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Статья по логопедии содержит материал о причинах, механизмах и проявлении нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Презентация на тему: «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР»
Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватыва...
Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».
Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИСКАЖЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА КАК СИМПТОМ ГЛУБОКОГО НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР"
ИСКАЖЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА КАК СИМПТОМ ГЛУБОКОГО НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР...
Нарушение фонематического восприятия у детей с ТНР
Нарушение фонематического восприятия у детей с ТНР...
Нарушение фонематического восприятия у детей
В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины: речевой слух, речевое восприятие, фонематический слух и фонем...