Психологическая готовность к школьному обучению
консультация (подготовительная группа) на тему

Санникова Екатерина Александровна

Что включает в себя психологическая готовность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_2.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школьному обучению.

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А.Венгер.

Дорогие родители!

Ваш ребенок повзрослел и скоро пойдет в первый класс. Вы задумываетесь, как лучше подготовить его к обучению в школе.

Часто под готовностью к обучению подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка (что тоже важно). Но понятие «Готовность к обучению» значительно шире.

Готовность к школьному обучению

Физическая                                                              Педагогическая

Психологическая

        Мотивационная                                                                    Интеллектуальная

Коммуникативная               Эмоционально-волевая

__________________________________________________________________

Физическая готовность (физиологическая зрелость, физическая подготовка,  хорошее здоровье). Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.

Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.

Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых). Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.

Мотивационная готовность (наличие у детей желания учиться) складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания посещать школу, чтобы узнать много нового, стать умнее и умелее;
  • сформированной внутренней позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
  3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.

Коммуникативная готовность (умение ребенка общаться)

 Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

  • доброжелательность,
  •  уважение к детям,
  •  общительность,
  • готовность проявить сочувствие.

Совместная деятельность со сверстниками в группе играет большую роль в  развитии навыков общения, ребенок учится:

  • согласовывать свои действия с другими,
  • осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности,
  • подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.

 Наличие этих черт способствует созданию эмоционально- положительного тона в общении.

Эмоционально- волевая готовность  (умение слушать + умение слушаться).

К6-ти годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения. Что выражается в следующих умениях:

  • поставить цель,
  • принять решение,
  • наметить план действий,
  • исполнить намеченный план,
  • проявить усилие в случае возникновения трудностей,
  • оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально- волевой готовности к школе нужно делать на воспитании мотивов достижения цели:

  • Не бояться трудностей;
  • Стремиться преодолевать их;
  • Не отказываться от намеченной цели.        

Как развивать волевую готовность?

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
  • закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение,
  • учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
  1. Развивать самоконтроль: использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…» и т.п.
  2. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность только закладывается в этом возрасте.
  3. Развивать уверенность в себе,  в своих силах с помощью создания ситуации успеха.

Интеллектуальная  готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений:

  • умение выделить учебную задачу;
  • способности искать причины замеченного им сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:

  • звукопроизношение;
  • эмоциональная культура речи.

Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:

  • выражает свои мысли ясно, четко;
  • передает связно то, что слышал, видел;
  • умеет выделить в рассказе главное;
  • передает рассказ по определенному плану.

 Основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.

Еще один компонент психологической готовности – новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в ребенке чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.

Итак, психологическая готовность к школе включает:

  • желание узнавать новое;
  • способность преодолевать трудности;
  • способность доводить начатое дело до конца;
  • умение вступать в контакт с новыми людьми;
  • умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие речи.

Особое внимание следует уделить:

  • работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
  • развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
  • общему физическому здоровью ребенку

Любите своих детей!

 Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....