Психологическая готовность к школьному обучению
консультация (подготовительная группа) на тему
Что включает в себя психологическая готовность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_2.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школьному обучению.
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А.Венгер.
Дорогие родители!
Ваш ребенок повзрослел и скоро пойдет в первый класс. Вы задумываетесь, как лучше подготовить его к обучению в школе.
Часто под готовностью к обучению подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка (что тоже важно). Но понятие «Готовность к обучению» значительно шире.
Готовность к школьному обучению
Физическая Педагогическая
Психологическая
Мотивационная Интеллектуальная
Коммуникативная Эмоционально-волевая
__________________________________________________________________
Физическая готовность (физиологическая зрелость, физическая подготовка, хорошее здоровье). Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.
Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.
Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых). Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.
Мотивационная готовность (наличие у детей желания учиться) складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания посещать школу, чтобы узнать много нового, стать умнее и умелее;
- сформированной внутренней позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
- Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
- Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.
Коммуникативная готовность (умение ребенка общаться)
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.
Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
- доброжелательность,
- уважение к детям,
- общительность,
- готовность проявить сочувствие.
Совместная деятельность со сверстниками в группе играет большую роль в развитии навыков общения, ребенок учится:
- согласовывать свои действия с другими,
- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности,
- подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально- положительного тона в общении.
Эмоционально- волевая готовность (умение слушать + умение слушаться).
К6-ти годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения. Что выражается в следующих умениях:
- поставить цель,
- принять решение,
- наметить план действий,
- исполнить намеченный план,
- проявить усилие в случае возникновения трудностей,
- оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально- волевой готовности к школе нужно делать на воспитании мотивов достижения цели:
- Не бояться трудностей;
- Стремиться преодолевать их;
- Не отказываться от намеченной цели.
Как развивать волевую готовность?
- Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
- закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение,
- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
- Развивать самоконтроль: использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите…» и т.п.
- Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность только закладывается в этом возрасте.
- Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.
Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)
Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений:
- умение выделить учебную задачу;
- способности искать причины замеченного им сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:
- звукопроизношение;
- эмоциональная культура речи.
Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:
- выражает свои мысли ясно, четко;
- передает связно то, что слышал, видел;
- умеет выделить в рассказе главное;
- передает рассказ по определенному плану.
Основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Еще один компонент психологической готовности – новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в ребенке чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Итак, психологическая готовность к школе включает:
- желание узнавать новое;
- способность преодолевать трудности;
- способность доводить начатое дело до конца;
- умение вступать в контакт с новыми людьми;
- умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие речи.
Особое внимание следует уделить:
- работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
- развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
- общему физическому здоровью ребенку
Любите своих детей!
Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"
Психологическая готовность к школьному обучению. Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...
Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"
Психологическая готовность к школьному обучению. Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-психологической готовности к школьному обучению.
СодержаниеВведение ...
Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."
материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе...