Ознакомление детей с природой на прогулке
консультация (младшая группа) на тему

Воспитание бережного отношения к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_prirodoy.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с природой

 (младшая группа)

Природа составляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

  Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянуться к ней, она возбуждает их любознательность.

 Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач – воспитать у детей любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.

  Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

 Первые три года жизни ребенка являются периодом наиболее быстрого развития организма. Но в этом возрасте здоровье детей может нарушиться от самой незначительной причины, поэтому основной задачей является укрепление здоровья и обеспечение полноценного физического развития. Кроме правильного питания и организации гигиенических условий, используются природные факторы: воздух, вода и солнце.

   Для физического развития маленьких детей большое значение имеют самостоятельные действия. Дети ощущают потребность в движении. Самое большое удовольствие испытывает ребенок, начавший ходить самостоятельно. Теперь он интересуется всем, что его окружает, а это очень важно для умственного развития.

 У ребенка развивается внимание, память он привыкает смотреть и видеть, слушать и слышать. Формируются первые обобщения. Например, для него птичка – это и живая, поющая птичка в клетке, и свистящая игрушка, и птичка, изображенная на картинке. Зарождается любознательность.

   Наиболее эффективный способ знакомства с окружающей природой – наблюдения во время прогулок. Дети уже задают вопросы: «Где?», «Куда?», «Почему?». Процесс восприятия природных явлений у них должен сопровождаться радостными переживаниями. Дети раннего возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных – зайку, собачку, птичку. Родители должны приучать малышей действовать с ними: укладывать спать мишку, катать на лошадке куклу.

   Встречая на прогулке настоящих животных, малыши тянуться к ним. Родители должны поощрять доброжелательное отношение детей к животным, кормить их, ласково называть, читать короткие стихотворения. Например, слушая, как лает собачка, обращайтесь к ней:

Ты, собачка, не лай,

   Нашу Настю не пугай.

Детей в этом возрасте следует знакомить с птицами и животными, обращая внимание на их движение, части тела. Наблюдая за птицами, мама может пояснить: «Сейчас насыплю крошки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотри: птички прилетели и клюют – у них есть клюв. А теперь птички улетели – у них есть крылья».

   В следующий раз, увидев кошку, мама обращает внимание:

 «Послушай, как мяукает кошка. Сейчас я её покормлю, дам молока. Посмотри, как она лакает. А теперь она прыгнула на забор – у неё сильные ноги. Посмотри, кошка умывается. Ах ты, кисонька – мурысинька!»

   Животные привлекают детей своей динамичностью, а вот

 к неподвижным  растениям  они более равнодушны. Поэтому большое значение имеют ознакомление детей с комнатными цветущими растениями и уход за ними взрослого при детях.

  Рассмотрите с ребенком цветущие растения в цветнике: «Посмотри, какой красивый красный цветочек, а где ещё такой же?» (Ребенок находит и показывает). «А теперь покажи синий цветочек?» Поливая землю вокруг растения, взрослый говорит: «Сейчас я полью все цветы водой – они будут красивее, их вырастет много».

  Покажите и деревья. Чтобы малыши хорошо отличали их от другой растительности, поиграйте в прятки. Мама предлагает ребенку спрятаться за дерево, ищет его и не может найти. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за другим, никак не могла найти. Потом ребенка ищет игрушечный заяц или кукла. Затем ребенок может искать зайца, которого мама прячет за дерево. «За этим деревом нет, за этим тоже нет. Как много деревьев!» - говорит мама.

 Обратите внимание ребенка на то, что у деревьев есть листья. С ними малыши тоже играют. Предложите поднять желтые листья, помахать и подкинуть, как будто их сорвал ветер, затем собрать букеты и отнести домой.

  Приучать детей бережно относиться к природе необходимо с самого раннего возраста. Никогда не следует срывать при маленьких детях цветущие растения или листья с деревьев.

 На прогулке дети всегда активны, оживленны, они любят гулять и

что – нибудь делать: сгребать снег, катать машину, собирать листья. В теплое время года можно вынести тазики с водой или надувной бассейн. Дети могут переливать воду из одного сосуда в другой, пускать плавающие игрушки. Так они познают свойства воды и её применение: вода льётся, водой умываются, поливают растения, в воде плавают рыбы.

  Летом можно познакомить детей со свойствами песка: насыпают влажный песок совками в формочки и делают пирожки.

  Во время прогулки с детьми можно обратить внимание детей на изменение погоды: на улице тепло, светит солнышко, на другой день дождь, мокро.

 Детям 1 младшей группы показывают труд людей в природе. Зимой дворник чистит участок от снега, сбивает сосульки, посыпает дорожки песком. Весной взрослые копают землю, сажают растения,

 летом ухаживают за ними, поливают, осенью собирают урожай. Малыши могут тоже помогать: сгребать листья, носить траву.

  Постепенно в результате наблюдений и игр с природными материалами у малышей развивается способность к суждениям: они могут не только назвать предметы, но и объяснить их свойства и назначение.

   Нужно приучать детей с самого раннего возраста на прогулках ничего не брать в рот. Не нужно класть ребенку в карман курточки конфету, яблоко, чтобы ребенок съел на прогулке. Это может развить плохую привычку: брать в рот все, что попадется.

  Пребывание на свежем воздухе, общение с другими детьми, интересные игры, наблюдения в природе делают ребенка раннего возраста бодрым и жизнерадостным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" Тема: «Прогулка на осенний лес»( старшая группа

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" Тема: «Прогулка на  осенний лес»( старшая группа)...

методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...

Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты» (для детей среднего дошкольного возраста)

Конспект НОД по ознакомлению детей с природой с использованием интерактивной игры «Лесные секреты»(для детей среднего дошкольного возраста)...

Методическая разработка занятия по ознакомлению детей с природой для детей 2 – 3 лет. Тема «Кто где живет».

В этом конспекте занятия дети знакомятся в игровой форме определять домашних и и диких животных. Приходит Ветерок-шалушишка и он перепутал всех домашних и диких животных местами. Дети играют с ветром ...

«Ознакомление с миром природы» ТЕМА: «Прогулка по весеннему лесу»

laquo;Прогулка по весеннему лесу»2.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие3.Вид деятельности детейигровая деятельность: построение занятия в виде игры-путешествия; игра...