Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»
план-конспект занятия на тему
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача формирования культуры здоровья дошкольников.
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Для решения этой задачи в детсокм саду используются здоровьесберегающие технологии. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Уважаемые коллеги, тема нашего семинара «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий».
Какие здоровьесберегающие технологии используются в дошкольном учреждении.
1. Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
2. Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
3. Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
4. Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
5. Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
6. Упражнения для коррекции и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
7. Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
8. Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
9. Стрейчинг. Термин «стретчинг» происходит от английского слова «stretching» - «растягивание». Название говорит само за себя: стретчинг – это особый вид аэробики, направленный главным образом на растяжку мышц тела, развитие гибкости и эластичности. Заниматься стретчингом можно в любом возрасте, независимо от имеющегося уровня подготовки.
10. Логоритмическая гимнастика (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
11. Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
12. Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)
Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. С её помощью очень легко справиться с переутомлением, бессонницей и чрезмерной усталостью. В настоящее время дыхательная гимнастика заслужила признание миллионов людей, которым, благодаря ей, удалось вернуть себе здоровье. Это один из самых чудодейственных методов оздоровления. Предлагаю вам ознакомиться с дыхательной гимнастикой для использования в работе с детьми.
«Ветер и листья»
Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносим звук «ф». Затем на одном выдохе произносим несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускаем руки вниз («листья опадают»)
«Бегемотик»
И.п.: лежа или сидя.
Кладем ладонь на область диафрагмы и глубоко дышим. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение сопровождается словами:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Хомячок»
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
Гимнастика для глаз – это простые и доступные упражнения. Не нужно тратить деньги на какие-то препараты, чтобы гимнастика сработала, да и времени она занимает не много. Главное не забывать о ней, делать ее часто и регулярно, не оставляя без упражнений ни одного дня. Результат в зависимости от личных особенностей может появиться через несколько недель или несколько месяцев. В детском саду следует проводить ее ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
«Носик» (по методике йогов).
Смотрит носик вправо-влево,
Смотрит носик вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Мягко проводят указательными пальцами по векам
Осень
Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа – ели. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! | Выполняют круговые движения глазами Выполняют движения глазами влево – вправо Выполняют движения глазами вверх – вниз |
Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета! | Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза). |
Самомассаж. Его основная цель – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем
жизнедеятельности. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Основные условия проведения самомассажа для детей:
-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
-движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
-начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Массаж рук:
Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответствующие слова.
Чтобы не зевать от скуки,
Постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки,
И немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб
Не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп.
Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже?
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем.
Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди,
Ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди.
Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Упражнение «Путешествие по телу»
Вам необходимо прикасаться и массировать ту часть тела, о которой идет речь в стихотворении.
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Су – джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Для этой работы используются массажные мячики.
«Мячики»
Я кругом мячи катаю,
Взад – вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну (дети катают между рук мячик).
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Упражнение «Шивасана».
Человек ложится на пол, руки и ноги слегка расставлены в сторону, голова запрокинута вверх, глаза закрыты. Про себя на фазах «вдох-выдох» следует в течение приблизительно 10 мин. произносить фразу: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»:
«я» - вдох;
«расслабляюсь» - выдох;
«и» - вдох;
«успокаиваюсь» - выдох.
На вдохе надо представить, что ваше тело наполняет прохладный свежий воздух, наполненный ярким солнечным свечение, а на выдохе – теплый воздух распространяется по всему организму. Направляйте воображаемое тепло в область рук, ног, лица попеременно, помогая им все больше расслабиться. Представляйте, как тяжелеет ваше тело.
Работа с мышцами рук.
Сожмите кисти в кулак, напрягите предплечья и плечи. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, а затем плавно расслабляйте мышцы, до состояния «тряпки». Повторите 3 раза.
Напряжение мышц шеи и плеч.
Самая «любимая» стрессом зона. Поднимите плечи вверх, стараясь максимально напрячь при этом мышцы спины, шеи. Расслабьтесь. Почувствуйте, как наслаждается ваше тело, получившее освобождение. Повторите 3 раза.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»
Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий
Семинар (мастер-класс) для педагогов детского сада в форме телевизионной передачи "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"Цель: обмен опытом педагогов-воспитателей, музыкальных руководителей, инструкт...
Мастер-класс для воспитателей ""Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Конспект мастер - класса для педагогов детского сада по применению технологий здоровьесбережения в практике работы детского учреждения....
Семинар "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
В семинаре представылены методические рекомендации для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
Мастер-класс для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Мой мастер-класс поможет построить эмоционально-доверительные взаимоотношения между педагогом и родителями, сформировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их...
Семинар для педагогов по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий" Форма проведения: телепередача «Здоровому - все здорово!»
Краткая аннотация: Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления но...