Мастер-класс для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка на тему
Мой мастер-класс поможет построить эмоционально-доверительные взаимоотношения между педагогом и родителями, сформировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения, поспособствует позитивной самореализации взрослых и полноценному развитию их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_po_zozh_docx.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей по теме:
"Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
- Дать определение понятию здоровья.
- Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения.
- Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития речи, внимания, памяти, воображения.
- Показать способ профилактического самомассажа ушей.
- Формировать у родителей культуру питания.
- Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Ход занятия.
- Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы с вами хотели бы провести мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий.
- Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.
(знакомство-приветствие).
- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать нашу работу.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как это сделать.
А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе суточного биоритма, двигательная активность, закаливание, рациональное питание и занятия доступными видами спорта, игры на свежем воздухе дают нам физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.
Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.
Что же это такое? Это все формы, средства и методы, используемые в ДОУ для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, массаж и самомассаж, логоритмика, музыкальные, логопедические занятия и многие другие. И сейчас мы с вами поделимся своим опытом.
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”
Итак, переходим к рубрике “Про здоровье”.(включается музыка про воздушный шар).
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
Брей-ринг «Про здоровье»
Сейчас мы узнаем, кто самый эрудированный в вопросах здоровья. Я буду задавать вопросы, и кто первый поднимет зеленую карточку, тот и будет первым отвечать.
- Какие вы знаете закаливающие процедуры?
Водные процедуры, полоскание горла, ходьба босиком, воздушные ванны, солнечные
- Принципы закаливания
Регулярность, постепенность, комплексность, положительные эмоции
- Что такое личная гигиена?
Это уход за своим телом, содержание его в чистоте, соблюдение чистоты тела и одежды, воспитание культурно-гигиенических навыков. Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши), следить за чистотой ногтей, одежды, аккуратно кушать, следить за своим внешним видом.
- Назовите предметы личной гигиены
расческа, щетка зубная, полотенце, мочалка, носовой платок, ложка, нижнее белье и т.д.
- Что такое культурно-гигиенические навыки и как их нужно соблюдать?
- Что такое режим дня, для чего его нужно соблюдать?
Перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения. Строгое соблюдение определенных правил .Нарушение режима ведет к растройствам психики.
- Какой витамин содержится в шиповнике, красном перце, петрушке, черной смородине , землянике и рябине? (С)
- Для чего нужен витамин С?
Сильнейший антиоксидант. Защищает организм от сильных окислителей, нейтрализуя вредные элементы (растворяя их). Главная работа аниаксидантов — это превращение активных радикалов в неактивные, тем самым защищая организм от нежелательных последствий.
- Какой овощ содержит наибольшее количество каротина?
Морковь. Для удовлетворения потребности организма в витамине А зимой рекомендуется есть морковь, консервированные томаты, использовать при готовке томатную пасту, так как при консервировании каротин сохраняется. Богаты витамином А яичные желтки, печень рогатого скота, молоко, сливочное масло. Чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине А, достаточно съесть 20 г говяжьей печени.
- Для чего нужен детскому организму каротин?
В детском возрасте регулирует рост костей, что имеет значение для развития опорно-двигательной системы.
Необходим для обеспечения здоровья кожи и слизистых оболочек, а также для нормального функционирования глаз.
- Как нужно снимать возбуждение у детей перед сном?
Для снятия возбуждения перед сном посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый
- Почему предпочтительней одевать ребенку одежду из натуральных волокон?
Чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену
- Какую траву можно использовать вместо йода в походных условиях? Чистотел.
- Цветы какого дерева помогают справиться с простудой? Липа.
Итак, рубрика “В детском саду”
Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.
Как известно, рука-это вышедший наружу мозг человека. На ладони много биологически активных точек, воздействуя на которые можно регулировать функционирование внутренних органов. Мизинец-это сердце, безымянный палец-печень, средний-кишечник, указательный-желудок, большой палец-голова. Поглаживание по ладонинормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.
Для развития речи, интеллекта, внимания и мелкой моторики малышей мы используют пальчиковую гимнастику и игры. Хорошим помощником в этом стал иглбол. Этот мячик предназначен для проведения массажа и лечебной гимнастики. Имея мягкие иголочки – шипы иглбол благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на пальчиках ребенка.
Сейчас мы покажем вам комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования в стихах. Использование художественного слова благотворно влияет на положительные эмоции, стимулирует к деятельности.
Практическое занятие педагогов с иглболами
Сегодня к нам в гости пришли ежики, да не простые, а волшебные-массажные из сказочной страны «Здоровье». Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй, ежик (надавливание подушечками пальцев на мяч)
Хотите с ними поиграть? Давайте поиграем.
1.Будем мы с тобой играть, наши ручки развивать. (Перекладываем мяч из одной руки в другую)
2. Бегал ежик по дорожке,
У него устали ножки. (Катать в ладонях вперед-назад)
3. А теперь бежит по кругу,
Весело, наверно, другу. (Катать в ладошках по кругу)
4. На спине иголки
Очень, очень колки. (Вращательные движения по кругу-как закручивают крышку)
5.Мы сожмем тебя немножко,
Крепкий ежик, сильный, ловкий. (Мяч зажать между ладонями, пальцы в замок,
локти в стороны, надавливаем с силой ладонями на мяч)
Отправляйся погулять- наше тело разминать
6.Снизу- вверх по руке
Покатился налегке, (Катить по руке снизу - вверх)
7. Шею нашу обежал,
Другую руку повстречал. (Переложить в другую руку)
8.С нею покатился вниз,
Осторожно, не споткнись! (Прокатить вниз по другой руке)
9. На груди погулял,
Всю иголками размял. (Круговые движения по груди)
А теперь давайте сядем, ножки для ежа подставим.
10. Снизу- вверх по ноге
Еж бежит как по горе (Прокатить мяч от носка до бедра)
10. Встретил озеро-живот
Обежал весь берег тот. (Круговые движения на животе)
11. А потом с горы спустился,
У носочка очутился. (Прокатить мяч от бедра до носка другой ноги)
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.
12. Покатаем мы ежа
От нашей пятки до носка. (Прямые движения вперед-назад ступней ноги)
13. А потом по кругу
Покатаем друга. (Прямые движения вперед-назад ступней ноги)
14-15. Тоже другой ногой
Друг за другом сядем- паровозом станем.
Паровозик наш отправляется сейчас.
Ежика в вагон посадим и домой его доставим.
16. Всю дорогу он не спал,
Детям спинку разминал.
Вот и кончилась игра-ежику домой пора.
Ежик в норку убежал, до свиданья всем сказал.(Убрать мячики в корзину)
Дружно сделали массаж- сил прибавилось у нас.
По количеству биологически активных точек с руками могут поспорить только уши.
Ещё в древнем Египте, Персии массаж ушей считался лучшим способом оздоровления организма. Этот вид оздоровления основан на стимуляции биологически активных точек расположенных в ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребёнка, свернувшегося в эмбриональной позе. Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.
Массаж этих точек полезен в частности для быстрой мобилизации сил организма, улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простуды.
Массировать необходимо оба уха, движения по часовой стрелке пробуждает и активизирует, в противоположном направлении – успокаивает и умиротворяет.
Профилактический гармонизирующий массаж – растирание ушной раковины по все площади.
Если Вас одолевает усталость, вы чувствуете себя вялыми и сонными, массаж нужно начать с мочек и козелка.
Если к вечеру у вас болят, отекают ноги и руки, то во время массажа воздействуйте на области верхнего края ушей, так вы поможете ногам выдержать нагрузки рабочего дня.
Надавливание на центр мочки снимает усталость с глаз.
При проблемах с внутренними органами помассируйте среднем и указательным пальцем центральную углублённую часть ушных раковин.
Детям мы можем предложить этот массаж в виде игры.
Следует помнить, что массаж ушей никогда не нанесёт вреда, но всегда приведёт к улучшению физического и эмоционального состояния. Поиграем с ушками.
Массаж ушей.
«Найди и покажи»
«Покрутить козелком»
Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, чуть надавливая, поворачивать во все стороны 20-30 секунд.
«Погреем ушки»
Приложить ладони к ушам и тщательно тереть ими всю ушную раковину.
«Похлопаем ушками»
Заводим ладони за уши, и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом вы должны почувствовать хлопок.
«Потянем ушки»
Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей с силой тянем их вниз, а затем отпускаем.
«Расслабиться и послушать тишину»
Количество повторений зависит от возраста детей: в старшем возрасте -7-8 в младшем дошкольном возрасте 4-5раз. Чтобы детям было проще и интереснее можно сопровождать упражнения стихами.
Подойди ко мне дружок,
Становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушки, кажется замёрзли
Отогреть мы их поможем.
Ловко с ними мы играем
Вот как хлопаем ушами
А сейчас все тянем вниз
Раз- два, раз- два,
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина.
А сейчас рубрика «Реклама» (Сценка с бабкой и внучкой)
2 человека изображают внучку и Красную шапочку и читают диалог:
-Бабушка, бабушка, а почему у тебя морщинистое лицо?
-А я не любила умываться по утрам и вечерам.
-Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
-А это потому, что я никогда не чистила зубы и курила, как твой дед.
-Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие тусклые глаза?
-А это потому, что я не любила есть морковку и целыми днями у компьютера просиживала.
-Бабушка, бабушка, а почему ты дрожишь и медленно ходишь?
-А это потому, что я никогда не делала зарядку и целыми днями дома сидела, вместо того, чтобы погулять на свежем воздухе.
(Голос за кадром):
-Если не хочешь, чтобы тебя съел волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!
Следующая рубрика “Помоги себе сам”.
Питание-важный компонент здоровья. Все знают какие продукты полезны, а какие могут навредить здоровью. Сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек»
Необходимо найти альтернативу вредным продуктам (газировка, кетчуп, колбаса, сосиски, конфета, майонез, плавленый сыр, чипсы, роллтон, кириешки, жевательная резинка)
А сейчас я предлагаю закрепить наши знания и доделать газету «Полезные и вредные продукты»
(наклеивание картинок )
Следующая рубрика “Юмор и смех продлевают жизнь ”.
Как известно все заболевания от нервов. Стрессы на работе, постоянное перенапряжение приводят к нервным заболеваниям. Чтобы уменьшить риск заболеваний все должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных людей.
Несерьезные советы.
***
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
***
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
***
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
***
Нужно постараться выздороветь до того, как начнут лечить.
***
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
***
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
***
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
***
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
***
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
***
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
***
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.
Рубрика “Релаксация”
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.
(видеоролик “Когда тебе грустно”).
«Змейка» (пока все смотрят ролик можно попросить написать ассоциативное слово к слову – здоровье и сложить гармошкой , а потом зачитать вслух )
Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.
Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»
Практическая помощь воспитателям в использовании новых форм работы с детьми...
Мастер-класс для воспитателей ""Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Конспект мастер - класса для педагогов детского сада по применению технологий здоровьесбережения в практике работы детского учреждения....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»...
мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий....
Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих те...
Мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Цель: освоение и последующие применение технологий в практичесокй деятельности педагога-воспитателя....