Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.
консультация (средняя группа) на тему
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.
Задачи:
1.Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»
2.Основные условия реализации инклюзивного воспитания и образования.
3. Формирование знаний родителей о гендерном развитии и воспитании детей.
4. Сплочение родительского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._sobranie.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 «Сказка» ЗМР РТ
Групповое родительское собрание
Воспитатель: Шайхилисламова Розалия Альбертовна
Тема: Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.
Место проведения: МБДОУ №32 «Сказка», группа №9.
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.
Задачи:
1.Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»
2.Основные условия реализации инклюзивного воспитания и образования.
3. Формирование знаний родителей о гендерном развитии и воспитании детей.
4. Сплочение родительского коллектива.
Предварительная работа: Рисование с детьми на тему «Наша дружная группа» на родительское собрание, выставка на тему «Такие разные дети», стендовые статьи, консультации, положения об инклюзивном образовании и воспитании, анкетирование родителей.
Ход родительского собрания
Воспитатель группы встречает родителей в группе, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Разные дети», «Наша дружная группа», и выставкой консультацией, статей, положений об инклюзивном воспитании и образовании. В группе организовано: круглый стол, на столах лежат красные и синие кружочки для игры «Ромашка», спокойное музыкальное сопровождение.
Вступительное слово педагога:
Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному воспитанию и образованию. Мы рады, что вы пришли на наше собрание. Чувствуйте себя свободно и активно работайте вместе с нами.
Но сначала я вам предлагаю поиграть в увлекательную игру, которая называется «Ромашка». (Проводится игра)
Группе родителей предлагается сделать 2 ромашки, для мальчиков и девочек, на лепестках которой будут написаны качества мальчиков и девочек.
1.Девочки более послушны, чем мальчики
2.С рождения готовы сглаживать любые неприятности, инстинкт выживания у них очень развит.
3.Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость стрессам.
4. В игре любят изображать взаимоотношения взрослых.
5.Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном.
6.Девочки более работоспособны, чем мальчики.
7.Начинают позже ходить, позже говорить, чем девочки.
8.Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет.
9. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария).
1.Мальчики больше хотят отличиться
2.Мальчики более изобретательны, чем девочки
3.Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух
4.Они более подвижны. Травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще.
5.Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, не уверенны в себе, чем девчонки.
6.Стремятся к независимости.
7.Не любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
8. Испытывают стеснения при похвале в присутствии других детей, родителей.
9.Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
Я хочу прочитать вам стих:
Самая главная неба ошибка –
Это болезнь неповинных детей…
В боль превращая святую улыбку,
В мире становится вмиг холодней…
Как это так и за что наказанье?
Детские слёзы – страшней палача…
Не посылайте на них испытанья,
Те, кто решают судьбу сгоряча…
Ангелы, Боги с небесной пропиской,
Я обращаюсь от всех матерей:
К детям болезнь не пускайте и близко.
Счастье родителей – счастье детей!
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
Я хотела бы услышать ваши мнения насчет инклюзивного воспитания и образования. (Обмен мнениями)
- я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.
- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.
- мне не понятно для чего соединять разных детей?
- я не против, если в нашей группе будет особенный ребенок, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли воспитатель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.
- я считаю, что в нашем саду и в нашей группе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?
Воспитатель: уважаемые родители, благодарим за ваши мнения. Это искренние мнения, в которых много правды. Нам понятны ваши сомнения и тревоги и сегодня мы вместе постараемся ответить на ваши вопросы.
Основная часть
Воспитатель: для начала давайте поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание и образование» и чем же оно отличается от «обычного».
Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только тогда, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это родители, воспитатели, психолог, логопед, врачи, администрация дошкольного учреждении. Когда особенный ребенок попадает в обычный детский сад, то должны быть созданы определенные условия.
Одно из первых условий – это специально подготовленные для работы с этими детьми педагоги. Следующие условие пребывания особенного ребенка в обычном детском саду – это особый медицинский контроль, как за таким ребенком, так и за всеми детьми группы. Медицинская поддержка должна быть оказана всем воспитанникам без исключения. Помимо особого медицинского контроля инклюзивное воспитание и образование предполагает и поддержку психолога. Психологическая поддержка, как и медицинская, должна быть направленна не только на такого ребенка, но и на детей всей группы. В психологической поддержке нуждаются так же педагоги. Психолог должен помочь «особому» ребенку успешно включиться в детский коллектив. Слово представляется психологу нашего дошкольного учреждения.
Выступление педагога-психолога.
Добрый вечер, уважаемые родители! Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием « дети с ограниченными возможностями здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ? К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха ( не слышащие и слабослышащие )
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми нарушениями речи
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-дети с задержкой психического развития
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)
-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. )
Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.
«Обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого. Это содействует развитию толерантности. Воспитатель: большое спасибо вам за ваше выступление.
3. Формирование знаний родителей о гендерном развитии и воспитании детей.
Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребёнка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.
Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы все такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной же ситуации, воспринимаем окружающий мир.
Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности.
Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины и женщины. Издавна пол является настолько фундаментальной, пронизывающей всё бытиё человека характеристикой, что половые различия принимались за нечто само собой разумеющееся, раз и навсегда всем данное от природой.
Пол ребёнка зависит от отца, и пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между девочками и мальчиками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, лёгкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, заикание, неврозы.
Поло ролевое воспитание детей называется ещё – гендерным воспитанием. Биологический и социальный пол – гендер.
Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с людьми.
Гендер называется социальным полом, т.к. человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях.
С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Безусловно, важным фактором в процессе формирования полоролевого поведения ребёнка является семья, в частности пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он – будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребёнку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками-мужчинами.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Заключение
Педагог: наше родительское собрание подходит к концу. Давайте будем подводить итоги.
Когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования, качество которого зависит от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ.
Я, как воспитатель, помогаю детям с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к самостоятельной и полноценной жизни, а здоровым детям – сформировать толерантное отношение к «особенным» детям.
Уважаемые родители, огромное вам спасибо за активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения в детском саду для детей от 5 до 6 лет (группа общеразвивающей направленности)
Пояснительная записка Рабочая программа разработана для старшей группы МКДОУ «Заводской детский сад» Солнышко» на основе «Программы воспитания и обучения в де...
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».
Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...
Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.
Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....
Буклет «ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. РАЗНЫЕ ДЕТИ»
Достоинства инклюзивного образования....
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...
Консультация для родителей " Экологическое воспитание и образование в детском саду"
Консультация для родителей...
Групповое родительское собрание. Тема: Инклюзивное воспитание и образование в детском саду. Разные дети.
Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования....