Статья для родителей, логопедов "Как помочь малышу - молчуну?"
статья (старшая группа)
Что делать, если Ваш малыш молчит? Как помочь малышу, если он не ходит в садик? Это статья для мам, бабушек и тех, кому не безразлично, когда заговорит ваш молчун.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2dokument_microsoft_word.doc | 37.5 КБ |
palchikovye_igry.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №14 «Колокольчик» комбинированного вида
Статья для родителей на тему:
«Как помочь малышу?»
Составила :
учитель-логопед
Голубева А.Н.
Как помочь малышу?
Развитие речи ребёнка – это один из самых важных вопросов, который волнует родителей, бабушек, нянь, всех тех, кто заботится о будущем подрастающем поколении. Первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, - это то, что необходимо провести комплексное обследование ребёнка у детского невропатолога, отоларинголога, психолога. Для предотвращения всех неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте. Если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к логопеду. Всем известно, что любую ошибку, в том числе и нарушение развития, легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому родители должны с первых дней жизни малыша соблюдать элементарные правила. Прежде всего, необходимо с первых дней много разговаривать с ребёнком, общаться с ним. Ещё лучше начинать разговаривать, когда мама беременна. Ребёнок узнаёт голос матери с очень раннего возраста, поэтому будет полезно начинать разговаривать со своим малышом во время беременности. Речь- это способ общения. Как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребёнка не слушают - речь становится ненужной, её развитие тормозится. Главным слушателем ребёнка является мать. Русская поговорка гласит: «у говорящей матери ребёнок говорит». Их общение можно приравнять к беседе, если малышу давать время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и произносит одни и те же протяжные звуки через определённые интервалы. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ. «Критическим» периодом развития речи ребёнка являются первые три года жизни. Если в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Родители могут самостоятельно помочь ребёнку в речевом развитии, чтобы не терять драгоценное время, если вы не можете найти логопеда, а в логопедическую группу принимают только в 5 – летнем возрасте. Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Редкий малыш будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за малышом по комнате, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке – лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно появится. Начинайте занятия с 3 – 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Не переутомляйте малыша! Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет воспринимать никакую информацию. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, он никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались, значит, занятие необходимо прервать. Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует. Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна. «Когда можно всё успеть?» - спросите Вы. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, артикуляционную и пальчиковую гимнастику проведите утром, развитие речи на основе знакомства с окружающим миром проводите на улице. На прогулке с ребёнком следует, как можно громче рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя. Упражнения на развитие слухового внимания - после дневного сна. Чтение сказки отложите на вечер перед сном - до передачи «Спокойной ночи».Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу несколько страниц, рассматривайте картинки, описывайте их, задайте вопросы по тексту. Не бойтесь начинать! Конечно, придётся пожертвовать своим временем, но вы будете вознаграждены успехами малыша. У каждой недели должна быть своя лексическая тема: «Игрушки», «Времена года», «Животные», «Птицы», «Одежда» и др. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассивный словарь), так и для активизации (употребление активного словаря). Не стоит говорить с ребёнком, например, о снеге летом, ведь он, возможно, уже и забыл, что это такое. Логопедическая работа с детьми раннего возраста строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки, плечи не поднимались. Достаточно3 – 4 повторения. Не переусердствуйте! Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Дыхательная гимнастика: используем «Мыльные пузыри», «Птичку – свистульку», игры: «Надуй шарик», «Подуй на вертушку, одуванчик, пёрышко, снежинку, карандаш», и т.д. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой, лепетной активности. Малышу принесли новую игрушку. Пусть её хорошенько рассмотрит. После этого произведите с ней действия, приговаривая: посадите на стульчик, положите на кровать, поставьте на ноги: «Катя, стой, мишка, спи». Предложите ребёнку самому проделать с игрушкой те или иные действия. Постепенно малыш будет пользоваться в игровых ситуациях глаголами при назывании тех или иных действий. Каждый день проводите с ребёнком артикуляционную гимнастику: «Улыбнись, как я», «Тянем губки трубочкой, как слоник», «Оближи губку верхнюю язычком и нижнюю», «Положи широкий язычок на нижнюю губку», «Дотянись язычком до уголка губ влево, а теперь вправо», «Цокай громко, как скачет копытами Лошадка», «Обними широким язычком верхнюю губу». Разнообразные действия руками, движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Почему мы забыли о русских народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это тоже гимнастика для рук. На этом этапе необходим массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать неприятных ощущений. Можно сказать малышу, что мы сейчас погреем ручки. Массажные движения выполняют от кончиков пальцев до запястья. Это поглаживание и растирание ладошки, каждого пальчика. При выполнении пальчиковой гимнастики со стихотворным текстом по подражанию действиям взрослого необходимо давать нагрузку на пальчики приёмами сжимания и разжимания пальцев в кулачки, загибания пальчиков к ладошке. Хорошее воздействие на развитие мелкой моторики оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, игрушка на липучках «Божья коровка», (подушка с пуговицами, молнией). Игры с природным материалом: грецким орехом, каштаном, манкой, песком, водой, тестом, счётными палочками, лего, пластилином, «Пальчиковый театр», «Театр теней», шнуровки, доска Сегена, складывание матрешек и т.д. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. С ребенком необходимо проводить игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан: «Что звучит?», «Где звенит?», «Угадай, на чем играю?». Игра «Найди такую» со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым: крупой, горохом, фасолью, сахарным песком, скрепками, спичками, макаронами и т. д. На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки: «Что гудит?», «Кто разговаривает?», «Угадай, кто кричит?». В процессе целенаправленной и систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения, |
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца. |
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. | ритмично сжимать и разжимать кулаки. |
Вы скачите, пальчики, | пальчики " скачут" по столу |
Как солнечные зайчики. | указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. |
Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок. | пальчики "скачут" по столу. |
Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. | - легкие движения кистями рук вправо влево |
Вы не бойтесь ветра, зайки, | погрозить пальчиком. |
Веселитесь на лужайке. | На последнюю помахать пальцами обеих рук |
ЗАМОК
На дверях висит замок. | Пальцы в замочек, слегка покачивать |
Кто его открыть бы смог? | "замочком" вперед-назад |
Мы замочком повертели, | Повертеть "замочком" |
Мы замочком покрутили | Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. |
Мы замочком постучали, | Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. |
Постучали, и открыли! | Показать ладошки. |
ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
НА ПОСТОЙ
Русская игра
Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы
Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы
Мама: Что дети? Постукивают безымянные
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные
Дети: Папа! Постукивают мизинцы
Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы
Дети: Входите! Постукивают мизинцы
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения
Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Руки вытягиваются вперед.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? | Указательными пальцами поглаживать глаза |
С добрым утром, ушки! | Ладонями поглаживать уши |
С добрым утром, ручки! | Поглаживать то одну, то другую ручки |
С добрым утром, ножки! | Поглаживание коленок |
С добрым утром, солнце! | Поднять руки вверх, посмотреть на солнце |
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки | Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. |
Жили в маленькой Избушке | Сложить руки углом, показать избушку. |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей, | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими ушами, | Растопыренные ладони поднести к ушам. |
Вот с такими носами | Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. |
Вот с такими усами, | Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую окладистую бороду |
Они не пили, не ели, | Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку". |
На Маланью все глядели, | Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. |
И все делали вот так. .. | Дети показывают загаданные действия |
ГОСТИ - Русская игра
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
- Гости едут! Постукивают мизинцы.
- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
БРАТЦЫ
Засиделись в избушке братцы. | Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. |
Захотел меньшой прогуляться | Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды. |
Да скучно ему гулять одному. | Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию. |
Зовет он братца вдвоем прогуляться. | Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. |
Да скучно им гулять двоим. | Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. |
Зовут братца втроем прогуляться. | Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. |
Грустно старшим сидеть в избе. | Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. |
Зовут они братцев домой к себе. | Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. |
При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни.
Как физически и нравственно подготовить своего ребенка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих развитых сверстников....
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ»
информация для родителей по адаптации ребёнка в ДОУ...
Консультация для родителей "Как помочь малышу приспособиться к садику"
Как помочь малышу приспособиться к детскому садику? Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов: 1. До начала посе...
Консультация для родителей «КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ»
С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому род...
Памятка для родителей "Как помочь малышу проснуться в хорошем настроении"
Значение бодрящей гимнастики во время пробуждения детей. Упражнения для пробуждения и дыхательная гимнастика....
консультация для родителей "Как помочь малышу в период адаптации"
Как помочь малышу в период адаптацииЦели: разъяснить родителям проблемы адаптационного периода в жизни ребенка и найти совместные пути преодоления трудностей в этот период и у ребенка, и у р...