Нравственное воспитание детей
статья по теме

Плаксина Оксана Львовна

Что же это такое — нравственное воспитание ребенка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема Воспитания.  Ведь, в конечном итоге, от того, каким в нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще как ЧЕЛОВЕК. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

          Нравственное воспитание детей

Что же это такое — нравственное воспитание ребенка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема Воспитания.  Ведь, в конечном итоге, от того, каким в нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще как ЧЕЛОВЕК. Именно нравственность включает в себя такие понятия,  как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм — то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны  ежедневно, ежечасно и ежеминутно воспитывать их в ребенке. Кто-то может сказать: «Ерунда! Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение! Воспитывать нравственность необходимо с самых первых шагов ребенка.

«Все начинается с детства», — так говорил авторитетный психолог детских душ, писатель С. Михалков. Очень важно, чтобы человек как можно раньше узнал, как надо поступать в трудные моменты жизни. И не только знал, но уже и поступал, пробовал себя в разных ситуациях. И мы, родители и воспитатели, обязаны помочь ему делать правильный, достойный выбор поведения, должны научить его налаживать человеческие отношения.

В зоне нашего пристального внимания должно быть не только то, как сыто и обуто чадо, не только то, как оно развивается физически и интеллектуально, но и то, каков ребенок в коллективе, как он себя ведет.  Отзывчив он или жесток, общителен или замкнут, может ли  оставаться собой в трудной ситуации, спорить, отстаивать себя или будет страдать от одиночества, умеет ли он заботиться о других, жалеть слабых, радуется ли успехам друзей или завидует им.

Стараясь как можно полнее раскрыть творческий потенциал детей, мы обязаны подумать и о том, как и для чего они будут употреблять в дальнейшем свои способности? Будут ли понимать разницу между добром и злом, и не только понимать, но и руководствоваться этими принципами?

Нравственное воспитание — это процесс непрерывный и всеобъемлющий. Вряд  ли наши дети будут с удовольствием выслушивать доклады и лекции на эту тему, поэтому следует искать наиболее понятные и интересные ребенку формы общения, где можно ненавязчиво, без скучных нотаций, заострять его внимание на нравственных аспектах.  Здесь лучше всего помогут:  художественная детская литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры-забавы —  то есть все, что делает  детскую жизнь счастливой и наполненной.

                          Чтение художественной литературы

         Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила! Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. Наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.)! Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей. Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и  ужастиками, детей необходимо оберегать - эта лавина жестокости и агрессии может навсегда испортить нежную, восприимчивую детскую душу.

Положительное и яркое воздействие оказывает на ребенка  фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок - это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детьми. Через народную сказку — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания. Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», затрагивающий все общечеловеческие проблемы. Она, отточенная самим временем, приобрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому воспитателю-педагогу широко использовать ее для обогащения души, мыслей и речи ребенка. Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.

Беседы

Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми, таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, недокучливо, исподволь, учить их гуманности. Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу. Много самых разных случаев того или  иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты.  Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами - «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».

Природа

Когда мы говорим об экологическом воспитании детей, то подразумеваем опять же нравственное воспитание. Роль Природы в формировании  личности ребенка очень велика. Одна из задач воспитателей детского сада — научить детей видеть ее красоту, охранять и беречь ее — то есть воспитывать любовь к окружающему миру. На прогулках необходимо обращать внимание детей на красивые пейзажи, на удивительные очертания облаков, на распустившиеся прекрасные цветы, на бабочек, стрекоз, букашек, муравьишек. Если вдруг встретится сломанная веточка, надо посетовать вместе с детьми над бедным деревцем, осудить злое сердце того, кто это сделал, а потом с помощью своих маленьких помощников «вылечить» деревце, перевязав больную веточку. Если вместе с дошколятами слушать и  радоваться чириканью простого воробья и восхищаться веселым треньканьем синицы, тогда в будущем у них уже никогда не поднимется рука, чтобы кинуть камнем в маленькую птичку.

Именно так, терпеливо и настойчиво и очень бережно нужно стучаться в детское сердце, чтобы оно открылось для добра и любви. Да, здесь опять говорится о прописных истинах, которые, к счастью, знают все, но, к сожалению, в действительности не всегда уделяют этому вопросу должного внимания. 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....