консультация для родителей «Дидактические игры в работе с дошкольниками по формированию гражданско-патриотических чувств»
консультация (старшая группа) по теме
Дидактические игры как форма реализация программы гражданско-патриотического воспитания в условиях дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_u_detey_grazhdansko.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у детей гражданско-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В гражданско-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответствен.
Жизнь в детском саду должна быть интересной, запоминающейся. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому воспитаннику, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, непосредственно организованной деятельности.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизма входят:
- когнитивный (знания, представления),
- эмоциональный (чувства),
- поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.
У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.
Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Осуществляя эту работу с детьми, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Помимо специально организованной деятельности, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данной задачи отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используется дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки.
Дидактические игры как форма реализации программы гражданско-патриотического воспитания в условиях дошкольного учреждения. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные игры: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», подвижные игры народов России.
Например, д/ игры: «Ловлю птиц на лету» Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить названия птиц нашей области.
«Радиоэфир» Цель: закрепить название родного города, знание домашнего адреса, формировать чувство любви к родному городу.
«Давайте познакомимся» Цель игры: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому детскому коллективу.
«Клубочек» Цель игры: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.
«Что есть в нашей группе» Цель игры: помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы, новым игрушкам, мебели, предметам интерьера, научить ориентироваться в новой обстановке.
«Ищем клад» Цель игры: помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению группы, друг к другу.
«Какая моя мама» Цель игры: формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.
«Что растет на грядке, на даче» Цель игры: систематизировать и обобщить знания детей об овощах: их названии, цвете, форме.
«Когда это бывает» Цель игры: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны, лета.
«У кого какой домик» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
«Чьи припасы» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о том, чем питаются дикие животные.
«Чей хвост, чья голова» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о диких животных Камчатки.
«Что в лесу растет, кто в лесу живет» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире Камчатского леса.
«Что надеть зимой (весной, осенью, летом)» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о названиях и видах одежды.
«Зимние забавы» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о приметах зимы и зимних играх.
«Кто где живет» Цель игры: в игровой форме закрепить знание домашнего адреса.
«На чем едем, летим, плывем» Цель игры: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.
«Узнай наш флаг (герб)» Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран и другие.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:
- Праздничный концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню Матери;
- Осенняя ярмарка;
- Новогодний утренник;
- Рождественские колядки;
- День защитников Отечества
- Масленица;
- День Победы;
- День защиты детей;
- Конкурсы, соревнования, викторины.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»
_____________________________________________________________________________
Консультация для педагогов
«Дидактические игры в работе с дошкольниками по формированию гражданско-патриотических чувств»
Подготовила
воспитатель: Славкина О.В.
Октябрь, 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Дидактические игры в процессе формирования экологических представлений и развития речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Дидактические игры в изобразительной деятельности дошкольников"
Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приёмами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, линии, ф...
Консультация для родителей "Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
Дидактические карточки «Изучаем профессии»Распечатайте картинки, наклейте на картон, разрежьте по линиям, перемешайте карточки.Предложите ребенку картинку, например, "Доктор"и по...
Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у дошкольников»
В ФГОС ДО отражается необходимость реализации работы по математическому развитию детей, что определяет развитие мышления, воображения детей. В связи с этим отдельное внимание акцентируется на формиров...
Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников" Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В это...
Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи дошкольников".
Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли, ра...
Консультация для родителей «Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отраж...